Начало всех сообщений в социальных сетях, которые поступают в «Блокнот», похоже между собой, как счастливые семьи у Толстова: «Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, уже не знаем, к кому обратиться...». А дальше — проблемы, которые абсолютно разношерстны, как несчастливые семьи у того же классика.
К нам в редакцию обратилась жительница дома по улице Яблочкова, 1а. Их дом был построен ещё в далёком 1967 году. И с тех пор, по словам Ирины, в нём ни разу не проводился капитальный ремонт, а управляющая компания «Успех», которая обслуживает дом, просто забыла про его существование. Полгода назад именно этот дом оказался в эпицентре событий, когда на четвёртом этаже обвалился балкон. Тогда, к сожалению, не обошлось без жертв.
Первая мысль, посетившая мою светлую голову: в каком же состоянии находится дом, в котором ни разу не делался ремонт за 54 года? Перед глазами сразу встал образ двух 50-летних женщин: у одной - полный тюнинг лица, а у другой – непрокрашенная седина на голове. Вооружившись блокнотом, камерой и диктофоном, я отправилась на смотрины к седовласой красавице.
У подъезда номер семь меня уже ожидала толпа жильцов. Не успела я представиться, как на меня обрушились рассказы о проблемах этого дома. Если вкратце описать эмоции и состояние жильцов, то самое подходящее в этой ситуации слово — накипело. Но обо всё по порядку.
Комариное логово
Открыв дверь подъезда, жильцы решили не только рассказать, но и сразу показать первую проблему, которая их тревожит — подвал. По словам жителей, каждый год в одно и то же время в подвальном помещении скапливается вода. Из-за жары она испаряется, что крайне приветствуется комарами и их репродуктивным процессом. Но управляющая компания только разводит руками.
«Месяц назад я звонил с просьбой откачать воду. А в ответ на другом конце трубки мне ответили: а что, в подвале есть вода? Вы понимаете? Для них это новость, потому что они не знают, что происходит в нашем доме! Сидят в офисах, бумажки разбирают», - сообщил один из жильцов Василий Ремизов.
Компания-невидимка
После того как мы вышли на улицу, чтобы продолжить экскурсию по болевым точкам, я поинтересовалась у жильцов, когда последний раз управляющая компания проводила собрания. И все в один голос ответили — никогда. При том, что УК «Успех», по данным жильцов, обслуживает их дом порядка 15-ти лет.
В доме расположено 145 квартир. За один квадратный метр жильцы платят 12 рублей. В среднем с одной квартиры ежемесячная оплата равна примерно 500 рублей. При не очень сложных расчетах, которые сможет сделать даже шестиклассник, получается, что в месяц за обслуживание дома УК взымает примерно 70 тысяч рублей. А в год выходит чуть менее миллиона.
«Чтобы к нам пришли и что-то сделали, приходится несколько раз позвонить, накричать и кулаком по столу стукнуть. Между прочим, мы платим больше всех за обслуживание нашего дома, а этих денег не видим. Отчёты нам не предоставляют, только перед фактом ставят.
Недавно нам поставили общедомовые счетчики на отопление. Никто нам заранее не сообщил об этом, жильцов не собирали, а только прислали бумагу, что вот, мол, вам установили счетчик, теперь вы должны в течение пяти лет выплачивать за него», - сообщила Ольга Буракова.
Хотя был случай, когда они лично разговаривали всем домом с мастерами и инженером «Успеха». Это было в 2015 году. Устав постоянно находиться в статусе нелюбимого ребёнка в семье, жильцы решили сменить управляющую компанию. И вжух - как грибы после дождя появились мастера и главный инженер, которые предоставили все отчёты и убедили жильцов, что лучше них никто не позаботится об этом доме. Жильцы поверили, получили в подарок поручни, о которых они совсем не просили, и опять оказались брошенными. Только два раза в год к ним приходят и проводят опрессовку труб перед летним и зимним сезонами.
Балкон смерти и стена плача
Пока каждый из жильцов рассказывал по очереди о проблемах, я обратила внимание на женщину, которая держала в руках небольшой листок и постоянно смотрела на него. Как оказалось, Наталья Николаевна Терновская перед встречей со мной подготовилась основательно и обозначила основные пункты, решение которых требуется дому.
«Посмотрите на фасад нашего здания. Он весь в трещинах. А козырьки? Их просто не хотят делать. Ещё немного и они начнут осыпаться людям на голову. В 2017 году я написала два письма в управляющую компанию с просьбой установить новые козырьки и покрасить газовые трубы. И мне сказали, что в 2019 году в вашем доме планируется капитальный ремонт. Уже середина 2020 года, а единственный навес, который может обезопасить жильцов, был сделан на наши же деньги в 7 подъезде», - сообщила астраханка.
От управляющей компании поступило предложение: если хотите козырьки - платите половину суммы. Но жильцы с этим не согласны.
Но не только на документы в руках у Натальи Терновской я обратила внимание. Чувствовалось, что именно у этой женщины есть какая-то личная история, которая расскажет намного больше о работе управляющей компании. И моя журналистская чуйка меня не подвела.
Ещё перед поездкой на встречу я собрала информацию по этому дому и обнаружила интересные факты. Полгода назад на четвёртом этаже в 8 подъезде рухнул балкон, на котором в тот момент находилось двое мужчин. Один из них, хозяин квартиры, скончался спустя сутки в реанимации. Другого мужчину удалось спасти. Угадайте, кто жил этажом ниже. Правильно, Наталья Николаевна. И, как оказалось, она давно уже била тревогу по поводу состояния балкона.
«Балконы на четвёртом и пятом этаже начали обрушаться. Я живу на третьем этаже, и мне стало опасно выходить из квартиры. Из-за того, что на верхних балконах начали трескаться плиты, вся вода после дождя стекала ко мне. А между прочим, в УК обращались и пятый, и четвёртый этаж. Но у нас, пока не рухнет, делать ничего не будут.
После этого происшествия меня вызвали в следственный комитет. Начали расспрашивать о случившемся, но меня в это время не было дома. А потом мне задали неожиданный вопрос: зачем я застеклила свой балкон. Я начала объяснять ситуацию, что боюсь за свою жизнь, так как с верхних этажей на меня уже начали сыпаться камни. Я их спрашиваю, вы что же меня в этом обвиняете? А в ответ последовал другой вопрос: вы его узаконили? А я и не знала, что это нужно. Как оказалось, управляющая компания нас ещё и обвиняет, что мы от тех балконов, которые рушатся, себя начали защищать. Мол, не имеем права их застеклить – общедомовое имущество. Вы понимаете, в какие мы поставлены условия?», - резюмировала женщина.
Через несколько дней после трагедии из управляющей компании пришли работники и сообщили жильцам, что в ближайшие три дня все балконы будут опечатаны для их же безопасности. Но желающих отдать свою собственность не нашлось. А до некоторых и вовсе не дошли.
Между тем, если балкон является общедомовым имуществом, то его ремонт осуществляется за счёт управляющей компании. А за его содержание отвечают жильцы.
Кстати, это не первый случай обрушения балкона в этом доме. В 2007 году произошла похожая ситуация. Тогда, к счастью, никто не пострадал. Но обещанного ремонта от УК в 2009 году хозяйка так и не дождалась.
Судя по не очень положительной тенденции, управляющая компания забыла, что ремонт балконов лежит на их хрупких плечах. Все, что было предпринято после трагедии в ноябре прошлого года – жильцам закрыли проход.
В мае 2020 года завели уголовное дело по данному происшествию, и следствию нужно будет выяснить: виновата ли управляющая компания в обрушении балкона, либо жильцы не так хорошо за ним следили.
Мелочь, а не очень приятно
А пока следственный комитет проводит проверку, я продолжала смотреть на обрушающийся фасад здания и разрушенную плитку вокруг дома. Недавно, кстати, всё-таки появился человек, которого жильцы ждали три недели, чтобы начать поливочный сезон. А за несколько недель до этого им покрасили бордюры... Правда, не везде. То ли краски не хватило, то ли в них вселился дух Вовки из Тридевятого царства. Итог: на въезде во двор гостей встречают полупокрашенные бордюры.
«Лампочки в подъездах мы покупаем за свой счет, лавочки и урны нам установила городская администрация, во всех подъездах висят провода, внутри дома идут трещины, окна на моют. Обещали сделать капитальный ремонт в 2019 году, но сами видите - одни обещания», - сетует ещё одна местная жительница Татьяна Лысак.
Всё время, пока мы общались с жильцами, я осматривала дом, окна, подъезды и искала хоть какие-то признаки того, что 12 рублей за квадратный метр жильцы платят не зря. Но, увы, мой зоркий глаз смог оценить только покрашенный лестничный пролёт – работы выполнил сотрудник управляющей компании, но краской, купленной на деньги жильцов.