Её герои — Пуаро (блестящий литературный конкурент Шерлока Холмса), любимица публики мисс Марпл. Будь вы фанатом детективной прозы или ценителем элитарного искусства, эти имена вам знакомы.
Возможно, вы знакомы и с несколькими книгами Кристи, двумя-тремя или десятком — из более чем шестидесяти. Возможно, вы смотрели экранизации её работ — а их тоже достаточно на любой вкус. Возможно, вы видели серию "Доктора Кто", где Агату Кристи великолепно сыграла Дафни Оксенфорд и знаете историю таинственного исчезновения британской писательницы в 1926-ом году.
Всё это очень интересно, но кто такая Мэри Вестмакотт, и при чём она здесь? Этот вопрос оставался без ответа в течение пятнадцати лет с момента, как Агата Кристи взяла этот псевдоним, чтобы печатать под ним свои психологические романы. Так сильно эти шесть книг отличались от того, что публика привыкла видеть у Кристи. А ведь именно эти работы — и, пожалуй, ещё "Автобиография" — позволяют узнать всемирно известную писательницу с человеческой стороны.
Внук и наследник Агаты Кристи, Мэттью Причард — сейчас он занимается фондом литературного наследия Agatha Christie Ltd. — пишет про неё: "Эти романы дали моей бабушке возможность исследовать, не заботясь об ожиданиях поклонников её детективных произведений, человеческую психологию, которая так её интересовала". Да, на обложках этих книг стояло не её имя, но их содержание составляет художественно переработанный личный опыт.
В 1930-ом году выходит "Хлеб Великанов". Издательство не в восторге от выбранного Кристи нового направления, она ведь только становится по-настоящему известной в мире детективной прозы. Однако волноваться было не о чем: в последующие десять лет Кристи напишет не меньше шестнадцати романов о Пуаро и мисс Марпл. Тем временем герои её "романов Вестмакотт" в том или ином виде проживают судьбу своей создательницы.
Маленькая Агата, позже она будет вспоминать детство и родителей с большой любовью, живёт на вилле Эшфилд в Торки, слушает сказки матери, от скуки сама учится читать. В её воображении живут целые компании волшебных и просто причудливых существ, среди которых миссис Грин и её сто детей — не то ребят, не то щенят. Персонажами в её играх становились няня, домашние животные, деревья в саду. В кошмарах ей являлся Человек с пистолетом — откуда он взялся и почему, она не знала.
Кристи запоминает свои игры и пускает их в ход: воображаемым другом Вернона, главного героя "Хлеба Великанов", является мистер Грин с сотней детей. Только здесь по мере повествования он становится частью составного образа: Чудовище, Коллективный Человек, общество, противостоящее творческой индивидуальности.
Ощущала ли Кристи это противостояние? Была ли она подвержена тем же страхам, что её герой, в той же степени? Вряд ли. Она выбрала своей профессией литературу и утверждала, что ни разу не пожалела об этом.
Между тем, после смерти отца и переезда во Францию девочку стали готовить к музыкальной сцене. Агата была музыкально одарена, она могла импровизировать целые куски из ненаписанной оперетты, посвящённой её сестре. Когда она пела, невероятная, почти болезненная застенчивость на время отпускала её. Кристи писала, что обычный поход в магазин представлял для неё трудность. В семье она считалась "несообразительной" и косноязычной, несмотря на свои живейшее воображение, чувство юмора и редкую способность получать удовольствие от самых простых вещей. В конце концов, страх перед выступлениями заставил Агату отказаться от пути музыканта.
В 1914-ом будущая писательница выходит замуж за Арчибальда Кристи. Новобрачных сразу же разлучает Первая мировая война: Арчибальд, будучи военным пилотом, отбывает на французский фронт, Агата же трудится добровольной медсестрой в госпитале Международного Красного Креста. В "Хлебе Великанов" эта часть её биографии тоже присутствует: это единственная часть романа, где читатель следует не за Верноном, а за его молодой женой Нелл. Отходит на второй план замысел повествования и сложные философские вопросы. Остаётся тяжёлый, но благородный труд женщины, выросшей в достатке и отбросившей привычки и понятия о классовом различии, чтобы помочь другим.
По-настоящему семейная жизнь Кристи начинается в 1918. В это же время начинается литературная карьера Агаты. Конечно, она писала и до этого, но эти ранние пробы пера будут опубликованы много позднее и в отредактированном варианте. В 1920-ом Агате тридцать, она работает в аптеке при том же госпитале. Работа монотонная, Кристи живут на съёмной квартире, а тут ещё и Мадж — та самая старшая сестра — утверждает, что Агата не сможет написать детективную историю, достойную публикации. В ответ Кристи планирует сюжет, высматривает типажи для своей будущей книги в городском трамвае и заканчивает рукопись в свой двухнедельный отпуск. Так появляется "Загадочное происшествие в Стайлзе" — роман, положивший начало серии об Эркюле Пуаро.
Фото: book24.ru
У знаменитого сыщика нет конкретного прообраза, однако во время войны Кристи видела бельгийских беженцев и подумала, что национальные черты вкупе со, скажем, полицейским прошлым могли бы стать основой для центрального персонажа детектива. Знание фармацевтики также помогло начинающей писательнице: после выхода романа обзор на него напечатали в "The Pharmaceutical Journal" — невиданная честь для автора беллетристики.
В 1926-ом умирает мать Агаты. Их связывали необычайно близкие отношения. Тема огромной, собственнической, чуть ли не разрушительной любви между матерью и дочерью или между сёстрами является одной из основных в поздних романах Мэри Вестмакотт. Вообще, свои психологические и семейные романы она описывает с авторской гордостью, которой можно позавидовать. В её автобиографии есть такие строки, касающиеся романа "Разлука весной" (1944): "...я написала единственную книгу, которая полностью меня удовлетворила. Это книга, которую я всегда хотела написать, которую я так ясно видела в своём сознании".
В том же 1926-ом муж Кристи признаётся в неверности и просит развода. Герой "Хлеба Великанов", узнав о повторном замужестве возлюбленной, шагает под грузовик. Агата же – исчезает. Её находят через одиннадцать дней, живущей в отеле в другом городе, под другим именем. По счастью, персонал отеля узнал писательницу и известил полицию. Когда Арчибальд приехал за женой, та его не узнала и понятия не имела, кто такая Агата Кристи. Несмотря на сохранившиеся привычки, Тереза Нил — так Агата назвалась при въезде в отель — имела совершенно отличное от Кристи прошлое и утверждала, что недавно вернулась из Южной Африки. Психолог Эндрю Норман полагает, что травматические события — смерть матери и неверность мужа — привели к диссоциативной фуге. Это защитная реакция мозга, при которой сознание, испытавшее шок, создаёт зазор между собой и травмированным человеком, который представляется кем-то чуждым. Будучи крайне закрытым человеком, особенно в условиях пристального внимания прессы и публики, Кристи никогда не говорила об этом случае со своей семьёй и друзьями. Нет этого и в автобиографии. И только в своём романе писательница описывает то же самое состояние — и подчиняет его художественному замыслу, уничтожает этим индивидуальность Вернона, отдаёт его Чудовищу.
В 1928-ом Кристи оформляют развод. А через два года, находясь в путешествии по Ираку, Агата знакомится с молодым археологом Максом Мэллоуном. Он младше её на пятнадцать лет, и сестра Мадж советует подождать — чувства ненадёжны и могут быстро остыть. Агата помнит, что счастливый брак существует, она видела его у своих родителей. К тому же, в ожидании она не молодеет. Так писательница выходит за Макса — "мало ли, что впереди". И это, как и с литературой, было решением, о котором она ни разу не пожалела. Супруги жили счастливо до самой смерти Агаты в 1976-ом. Об их разнице в возрасте она говорила: "Хорошо иметь мужа археолога — с каждым годом ты становишься для него всё ценнее".
В 1946-ом, с окончанием Второй мировой Британия с трудом восстанавливалась после бомбёжек, нормирование еды было отменено только в 1954-ом — и с публикацией "Разлуки весной" американский журналист в обзоре на роман раскрывает тайну имени Мэри Вестмакотт. Кристи разочарована: теперь писать, избегая ожиданий, связанных с громким именем, невозможно. Через два года выйдет последний роман под псевдонимом — "Ноша" ("Бремя любви" в другом переводе).
Впрочем, и детективной прозе Кристи стала уделять намного меньше времени. С пятидесятых годов она активно занимается театральными постановками. В 1952-ом написана "Мышеловка" — пьеса, с успехом идущая в лондонских театрах и поныне. Уже немолодая писательница, между делом получившая орден Британской империи и титул, проводит много времени с семьёй и друзьями, наслаждается более размеренным течением жизни, но не перестаёт писать. В семидесятых её здоровье начинает ухудшаться. Последнее появление Агаты на публике происходит в 1974 на премьере фильма "Убийство в Восточном экспрессе" с Альбертом Финни в роле Пуаро.
Её вердикт по поводу экранизации: хорошая адаптация, с тем небольшим недостатком, что усы Пуаро недостаточно роскошные. Через два года Кристи умерла от скоротечной простуды. Ей было восемьдесят пять лет.
Прожитую Агатой Кристи жизнь можно без натяжки назвать насыщенной. Многочисленные путешествия, две мировые войны, два замужества, неудачное и счастливое, материнство и долгие годы писательского труда. Конечно, автобиография может рассказать нам только то, о чём сама Кристи хотела сказать открыто. И всё же, несомненно, что она обладала незаурядным умом и удивительным чувством времени, она словно могла вернуться в прошлое, вызвав его в памяти, и эта тема многократно отзывается в романах Вестмакотт.
И, конечно, невозможно не отметить её благодарность за всё, что было ей дано, плохого и хорошего. "Спасибо тебе, Господи, за всю ту любовь, которая была мне дарована", - говорила Кристи. Эта любовь была отражением её собственной любви и внимания, возвращавшихся к ней всю жизнь.