Найти тему
Неальтернативная история

Осетины не являются потомками алан

Продолжу рассматривать историю народов Кавказа в разрезе скифо-аланского наследия.

В предыдущей статье "Первые сведения об аланах в восточных источниках" я показал происхождение алан, связав их с кангюйским государством в Согдиане.

Пришедя с востока аланы прочно укрепились в северных предгорьях Кавказа вплоть до Дона. Упоминания о них сохраняются на протяжении всего периода с I века вплоть до монгольского нашествия в XIII веке. Поэтому я не вижу смысла сейчас рассматривать их взаимоотношения ни с Гуннским, ни Аварским, ни с Хазарским каганатом. Я, конечно, напишу об этом, но позже.

Аланы сохраняли свою культуру, отличающую ее от ближайших соседей, что позволяет говорить об их доминировании в регионе, во всяком случае, об их независимом положении на протяжении большей части своей истории. Эти выводы полностью подтверждаются археологическими материалами.

Так аланские захоронения в Придонье существенно отличаются от сопредельных хазарских, что позволяет не включать эти территории в состав Хазарского каганата, но говорить об их союзных отношениях. Аналогичный придонскому аланский, называемый учеными катакомбный обряд погребения прослеживается и на Северном Кавказе.

Существует также небольшая путаница. Ряд авторов противопоставляют асиев (асов или ясов) и аланов. Аланы занимали Северный Кавказ, асов же русские летописи помещают между Донцом и Средним Доном. Однако, вероятно, и асы, и аланы относятся к одному и тому же народу, локализованному в разных местах. Так Плано Карпини говорил об "аланах или асах", а Рубрук замечает, что "аланы именуются там аас".

Асы, носители салтовской культуры, как и северокавказские аланы, не были чистыми кочевниками. В области их проживания сохранилось остатки многих поселений и крепостей с каменными стенами, свидетельствующих об оседлости и занятиях не только скотоводством, но и земледелием.

Область салтовской культуры с юго-запада непосредственно граничила с Хазарией. Однако, как я уже писал, нельзя говорить об их вхождении в состав Хазарского государства. Тот факт, что Византия подняла асов вместе с гузами и печенегами против хазар, свидетельствует, что асы, как минимум, сохраняли автономию в составе Хазарского каганата.

Уничтожение салтовской культуры, вероятнее всего, следует рассматривать как результат расправы хазар с непокорным им народом. Не надеясь удержать асов в своей власти ввиду постоянной угрозы со стороны печенегов и союза асов с последними, хазарам не оставалось ничего иного, как, по возможности, начисто ликвидировать асов.

Иначе дело обстояло с аланами.

Оттесненные еще гуннами в горы Кавказа, аланы занимали бассейны верхнего и среднего течения Терека и Кубани, имея соседями на востоке Серир на территории современного Дагестана, а на западе адыго-черкесские племена.

Примечательно, что средневековые карты, располагая Аланию на Северном Кавказе на территориях современных Карачаево-Черкесскии, Ингушетии, Дагестана и Кубани, часто обозначают также Осетию, располагавшуюся южнее так называемых "Аланских ворот", Дарьяльского ущелья, где проходит Военно-Грузинская дорога. Уже этот факт одновременного существования Осетии и Алании не позволяет говорить об их генетической преемственности. Но не будем спешить с выводами.

Рассмотрим вопрос генетической нетождественности осетин и алан подробнее.

По информации сайта Грузинского ДНК-проекта, у осетин типичная для скифов и алан гаплогруппа R1a-Z2124, надо сказать, совершенно нетипичная для Кавказа, достигает наименьшей концентрации среди всех народов Центрального Кавказа, но преобладает кавказская G2a1 (77%). В то же время, эта гаплогруппа R1a-Z2124 относительно высокого процента достигает у черкессов (20%), карачаевцев (27,5%) и балкарцев (26 %).

Что касается современного языка осетин, то их ираноязычие было, вероятно, приобретено во время кавказских войн Персии и Византии, претендующих на территорию Армении. Однако севернее аланских ворот никто из них пройти так и не смог, но именно Осетия являлась их северным форпостом, откуда они пытались завоевать Северный Кавказ.

Древность и автохтонность формирования кавкасионского типа показывает, что осетины представляют собой потомков местных этнических групп, населявших Центральный Кавказ с глубокой древности. Эти народы представлены в основном картвельской, нахской и аваро-андо-дидойской языковой семьей, что свидетельствует, что и древние предки осетин также говорили на одном из местных кавказских языков. Серьезные морфологические различия между аланами и современными жителями Осетии, отсутствие специфического сходства между ними и сарматами не дают возможности принять гипотезу, согласно которой предками осетин были сарматоязычные аланы. Единственное адекватное объяснение состоит во том, что переход предков осетин с местного кавказского на индоиранский язык произошел на каком-то узком отрезке их истории. Все другие объяснения не выдерживают критики с точки зрения антропологических и археологических фактов.

Осетины часто связываются с народом асов. Но, как показано выше, асы упоминаются между Донцом и Средним Доном, а не на Кавказе. Вероятно, покоренные аланами осетины приняли от них свое имя, но не гены.

Таким образом, можно ставить точку в вопросе аланского происхождения осетин: осетины никогда не были аланами. Подробнее об этом написано В.П.Алексеевым в работах "Происхождение Народов Кавказа" (1974) и "Историческая антропология и этногенез"(1989). Алексеев убедительно доказывает автохтонность осетин на Кавказе и ложность теории, что аланы, придя на Кавказ, изменили свой антропологический тип с скифо-сарматского на кавкасионский, став осетинами.