Найти тему
Бард-Дзен

Учиться любить песню, а не «заниматься с ней любовью»

На размышления по этому поводу меня натолкнули некоторые комментарии под моими текстами. Я не стану их тут приводить, те, кто постоянно в Дзен, отлично представляют себе, о чем речь, и повторять глупости и хамство не интересно. Именно это я для себя назвал «заниматься любовью с песней». Даже скорее, и не любовью, а конкретно изнасилованием. Когда, ничего не понимая, услышав пару строк, люди начинают выносить мозг в извращенной форме окружающим, и домогаться от автора взаимности, которой в принципе не может быть при таком подходе.

Но это же не значит, что проблем грамотного восприятия песни нет вообще.

Даже наши любимые и верные зрителя частенько хотят от песни не того, что виделось и написалось автору, что уж говорить о читателях Дзен, которые, может быть, впервые столкнулись с нашей песней. А, кроме того, есть еще и личный опыт человека, очень много работавшего в разных мастерских с начинающими авторами и исполнителями.

Это трудно объяснить точно, но и я сам, и многие мои друзья-коллеги тоже – мы слышим песню не так, как обычный зритель. У нас есть привычка слышать одновременно как бы несколько разных исполнений. И так же обычно слушают песню хорошие исполнители.

Первое – это то же самое, что звучит для всех. Там бывает нечистое исполнение, бывает плохое решение, бывает просто волнение, с которым исполнитель или автор при первом исполнении не справляется. Бывает, что у автора нет исполнительской харизмы. Или просто голос не нравится.

Есть второй вариант – мы сразу же слышим еще и определенную перспективу развития самой песни. То есть, что будет, если несколько откровенных ошибок и лаж поправить, чуть сместить ритм, или немного разобраться со смыслами и с личным к ним отношением.

Ну а есть еще и третий вариант – мы слышим песню, как бы отдельно от исполнения. Песня может быть весьма приличной, но, скажем, не этому бы исполнителю ее брать в репертуар. А, зная многих других, мы можем тут же представить, как бы эту песню спел кто-то другой. Даже можем тут же и посоветовать этому «кому-то другому» присмотреться к интересному материалу.

Конечно же, я не могу требовать от зрителя, чтобы он обязательно обучился бы именно такому варианту восприятия. Это сложно, это приходит с большим опытом, да и не нужно это обычному зрителю, если он не решает судьбу дебютанта или премьерной песни. Но вот уметь услышать песню как бы отдельно от сиюминутного исполнения – это, мне кажется, и есть способ научиться любить песню как таковую. Ведь огромное количество и авторов замечательных, и даже песен великих тоже пролетает бывает мимо ушей просто потому, что не сложился контакт зрителя и исполнителя при первой встрече. Бывает даже, и не редко, когда та же песня цепляет зрителя уже потом и в чужом исполнении. И порой досадно, что был же у тебя случай хорошо послушать и посмотреть автора. И ты его уже даже и полюбил, но больше ты его не услышишь никогда. Просто по объективным причинам – умер человек, или перестал выступать почему-то вовсе. И таких авторов не мало.

Я хочу показать вам несколько песен в авторском и в исполнительском вариантах. Просто, чтобы воочию увидеть, какими потерями в культурном багаже порой оборачивается неумение разделять песню и исполнение.

Новелла Николаевна Матвеева
Новелла Николаевна Матвеева

Самый, пожалуй, яркий пример пропускаемого очень многими людьми автора – настоящий классик, одна из основательниц авторской песни вообще – Новелла Матвеева. Это ведь потрясающая поэтесса, очень профессиональная, с очень специфическим юмором, с простыми, но очень запоминающимися мелодиями. Но сейчас ее по-настоящему ценят только те, кто или познакомился с ее творчеством еще на заре бардовской песни, или те, кто глубоко увяз в этом культурном движении. А еще хорошие исполнители. И практически не слушают люди молодые. А это – особенно жаль.

Молодые ребята, я видел, начинают смеяться, заслышав просто голос Новеллы Николаевны. И это - все. Уже остальное не заходит. И при этом, стоит им услышать то же самое от исполнителя, которого они ценят - сразу же и песня оказывается для них хорошей.

Мне попался вариант исполнения Елены Камбуровой. Ей привиделся в этой песне ребенок, и от его лица он сделала песню. Очень не безинтересный вариант.

Песня "Какой большой ветер" - одна из самых любимых моих песен у Новеллы Николаевны. Может быть именно потому, что ее можно решать невероятно большим количеством способов. Но сначала слушаем автора.

Музыканты самого известного бардовского проекта "Песни нашего века" в этой песне сразу же увидели партитуру ансамблевого звучания.

И очень интересным оказался вариант этой же песни сделанный Владимиром Высоцким. Вроде бы абсолютно женская, нежная с легкой женственной улыбкой сделанная песня у автора, у исполнителя Высоцкого становится абсолютно брутальной и очень энергичной.

Разговор этот длинный, и для меня крайне интересный. Примеров, когда авторское исполнение не понимается и не принимается большим количеством слушателей масса. И некоторые из таких примеров вызывают почти физическую боль и обиду за прекрасных авторов.

Однако сегодня я, пожалуй, остановлюсь. Лучше сделать несколько отдельных статей на эту тему, чтобы не утомлять читателей и зрителей. Скажу только в финале, что именно в таком вот ключе я хочу в дальнейшем поговорить о творчестве Владимира Ланцберга, Сергея Бальцера, Евгения Исакевича и, может, и еще о ком-нибудь. Следите за обновлениями в новой рубрике #учиться_любить_песню.