Наш корреспондент поговорил с управляющим промышленной базой о сложностях во время карантина.
— Чем занимается предприятие и какие меры принимали во время карантина?
— У нас большая компания, шестнадцать арендаторов. Деятельность разнообразная — и склады, и ремонт, и покраска, и производства. На четвёртый день карантина, когда было всё закрыто, вышел указ губернатора по организациям, и мы начали принимать решения и как-то адаптироваться. Вот у нас стоянка — это предприятие круглосуточного цикла, если я взял у человека под охрану автомобиль, уже не могу уйти домой — кто-то же охранять должен. Ну, как мы выкручивались — общаемся через окно, носим маски, используем всевозможные средства. Хоть и говорят, что маска — это как забор от комаров, но мы играем по правилам. Таблички вешали на ворота: «Мы не работаем». Сами работали.
Вообще, у нас закрылось только кафе, которое через 2 месяца из-за убытков пришлось перепрофилировать — теперь в этом помещении ремонтируют бытовую технику. Остальные старались как-то выплыть. Чтобы минимизировать прямые убытки от закрытия точек, вешали объявление, что работа наших ООО временно приостановлена. Мы с бухгалтером работали. Плюс не все могут работать на удалёнке, в каких-то случаях это невозможно. Конечно, начали соблюдать все рекомендации по масочному режиму и дезинфекции — обеспечили всеми необходимыми средствами каждого работника. Хотя, с другой стороны, считаю, что если всё постоянно дезинфицировать, то иммунитет совсем «расслабится». Если кто-то вдруг чувствовал себя плохо, мы просили оставаться дома, чтобы остальные не заболели.
Тщательно соблюдаем социальную дистанцию. Русскому человеку это вообще очень сложно и непривычно — ну как не приобняться, не поговорить, за руку не поздороваться?
— Да, соблюдать дистанцию непросто. Вы испытали финансовые проблемы?
— Конечно, это коснулось всех маленьких предприятий. Народу стало гораздо меньше. Конкретно в нашем случае больше всех пострадали торговцы — те, кто арендовал склады. Шёл отопительный сезон. Тепло не выключишь — разморозишь систему. Тем не менее долг перед ТГК был. Не работая, долг вернуть тяжело. ТГК пустила тепло, а за тепло надо платить. Мне ведь никто не компенсирует тоже эти суммы, так что сказал всем арендаторам: «Если вы не можете платить, то аренду за последний месяц я прощаю, но ключи придётся положить мне на стол и освободить помещения». Все ремешочки подтянули, только одни у меня сетевые арендаторы «затосковали» — они не могли продавать свой товар, а хранить его где-то нужно. Все, в общем, справились.
Крючкотворство и формализм
— А вы не обращались в ТГК?
— Это был сложный момент. Я выключил отопление с 7 апреля. Все мёрзли, было некомфортно работать, но арендаторы здраво оценивали ситуацию и согласились с этим решением, чтобы сэкономить на отоплении. Нам всё равно пришла «ругательная» бумага, мол, нас «ограничат», если не оплатим все долги, хотя мы оба теплоузла выключили. Я написал им гарантийное письмо, попросив три месяца отсрочки с возможностью возврата долга равными частями. Сослался на обещания про помощь от президента по телевизору. Приходит мне в ответ письмо. Смысл — послали нас. Раз договор подписывал, то соблюдай его условия. И пишут: «Для освобождения от неустойки по контракту просим предоставить заключение торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы». После этого письма мне звонят, уточняют про долги, договорились, что будем гасить частями. Вот только-только мы внесли последний платёж из этого долга.
— Получается, арендаторы не могут платить вам, а вы — ТГК. Замкнутый круг.
— Да, у всех ступор. Оборот у всех уже отработан, а здесь резкий спад, продержаться бы кое-как. Вообще, мы ждали помощи. Но не такой, мол, дайте нам денег просто так, нет. А вот простить коммунальные за один месяц — было бы идеально.
— Вас не проверяли?
— Нет, ни одной проверки. Как-то раз я даже заподозрил — показалось. Да и проверяющим страшно — они и так сами-то боятся. Гулял анекдот, мол, если приедут, надо кашлять и говорить, что есть слабость и температура, чтобы испугались и уехали.
— А сейчас как дела обстоят?
— Мы уже раскачиваемся потихонечку. Но всё равно приходится учитывать эти навязанные условия соблюдения безопасности. Мы ждали помощи с коммуналкой. Электричество и так потреблялось меньше, поскольку не работали в полную силу, воды потребляли гораздо меньше. Но отопление не выключишь полностью, это же целая система, всё разморозится. Узлы включены были.
Вот, кстати, у моего товарища — гостиница. Он стал подавать документы на помощь, а у него, как у каждого предпринимателя, несколько ОКВЭДов. Гостиничный бизнес там указан не как основной вид деятельности. И всё, до свидания! Гостиница, получается, не работает, закрыта, а сторожу и за отопление платить надо. Опять же, сотрудников не разгонишь же.
У другого моего приятеля — стоматологическая практика. И у него ремонт и изготовление зубных протезов тоже не основной вид деятельности. На таком основании всех поворачивали. Вообще, сплошное крючкотворство и формализм.
У третьего — строительный бизнес, тоже всё приостановилось. Частные ремонты ещё как-то идут, хотя на больших объектах работа не останавливалась — боятся, а что делать?
Так что трудности были. По телевизору говорили про помощь — это к жизни мало имеет отношения. Люди столкнулись с проблемами, пытались взять кредиты на зарплаты. Мы вот проскочили, хотя у нас, конечно, упали объёмы. Например, если мойка работала, давала оборот 250 тысяч, а сейчас — 150. Что такое 150? Это только расходы: солярка, отопление, электричество, зарплата рабочим. Чудес-то не бывает. Можно, конечно, разогнать всех рабочих, чтобы не платить зарплаты, — но где ты их потом найдёшь?
Меры поддержки малого и среднего бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции, разработанные правительством страны и Ярославской области:
- Продление сроков уплаты налогов и страховых взносов.
- Реструктуризация налоговых платежей.
- Продление срока предоставления отчетности.
- Запрет на проверки, взыскания и санкции со стороны ФНС и других органов КНД.
- Мораторий на налоговые санкции.
- Мораторий на возбуждение дел о банкротстве.
- Снижение тарифов по страховым взносам.
- Беспроцентные кредиты на выплату зарплат.
- Отсрочка по кредиту.
- Отсрочка по аренде.
- Снижение требований к обеспечению госконтрактов.
- Консультации по теме форс-мажора.
- Прямая безвозмездная финансовая поддержка.
- Предоставление торговым центрам отсрочки по уплате налоговых и страховых взносов.
- Предоставление отсрочки (реструктуризации) жилищно-коммунальных платежей с одновременным запретом на отключение услуг ЖКХ.
Подробности здесь.