«Душа вязаной игрушки» - это название пришло, когда писала цикл статей о куклах, вязанных крючком (ссылки смотрите ниже). Тогда мысли не оформились в рассказ, идея исчезла, как казалось…
И вот прочитали с младшей дочкой «Волшебника Изумрудного города» и «Урфина Джюса с его деревянными солдатами». Книги Волкова всколыхнули детские воспоминания. Удивительно было вновь очутиться в волшебной стране и встретить «старых знакомых». С высоты прошедших лет по-другому воспринимается сказка, улавливается иной, более глубокий смысл написанного.
…А ведь у Страшилы была душа, и у Железного Человека тоже… И у деревянных солдатов Урфина Джюса.. Всё потому, что они - дело рук человеческих. Первые - добрые, справедливые, отважные. А вторые – злые и безмозглые, что в конце концов будет исправлено мастерами Изумрудного города. Помните, как Лан Пирот, генерал беспощадной армии дуболомов, превратился в учителя танцев? Достаточно было изменить выражение его лица. Дочка долго смеялась)))
У рукотворных игрушек есть душа. Вязаные куклы живые, это чувствуется. Пусть они и оживают всего лишь в воображении маленькой девочки, которая старательно заплетает акриловые косы. Вязаные игрушки наделены чем-то невидимым и ощутимым на чувственном уровне. Созданные с любовью, они излучают тепло.
Дочка поиграла с куклой и бросила на пол вниз лицом. А мне показалось, что кукле плохо, неудобно, спешу поднять. Поставила на полку, расправила платьице, причесала… Стоит улыбается моя красавица. Плод моего творения, дело моих рук. Пусть вязала по описанию. Но это я определила характер игрушки, придумала выражение лица, на котором читается признательность, доброта, непосредственность и преданность.
Совсем как Элли, рисовавшая глаза и рот Страшиле. Помните? Не успела ещё дорисовать один глаз, а он уже радостно подмигивает. Так и с куклой: всего лишь приложишь бусинки, а они уже и не бусинки вовсе, а улыбающиеся глазки. Так любимые сказки становятся реальностью.
Конечно же понимаю, что вязаная кукла никогда не протянет руки и не пожелает доброй ночи. Игрушки считаются неодушевлёнными предметами и отвечают на вопрос «что». Но для меня это не важно.
Кукла живая. Ведь я разговаривала с ней и явственно «слышала» ответы. Такие дела - в 40 лет все не перестану играть в куклы. Интересная вещь – воображение. Вот и Страшила из детской книжки предстаёт вполне реальным: ходит, говорит, переживает, верит и надеется, стремится к чему-то… Разве возможно подобное по отношению к бездушному созданию?
Петелька за петелькой, минутка за минуткой, и в горе, и в радости создаются игрушки. В них частичка пережитого вязальщицей, частичка её души. И бездушный моточек пряжи начинает «радоваться», «волноваться», «страдать» вместе с рукодельницей. Потом появляется имя и рождается «личность».
И со Страшилой также было: солома да кафтан с мешком, нарисованное лицо, Элли придумала имя, и получился сказочный герой.
Поэтому верю, точно знаю, что у вязаной (рукодельной) игрушки есть душа. Вязание – волшебство, превращающее пряжу в нечто существенное и важное.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, делитесь в соц. сетях. Здесь всем рады)))
Читайте также
Оторвали кукле ногу или об отношении детей к ручному труду
Вязаная кукла для дочки
Муки творчества в вязании кукол
Судьба вязаной куклы или о вопросе «зачем» в творчестве
Рождение вязаной куклы как обогащение души