Найти тему

Евгений Онегин: как одевался и жил знаменитый щеголь начала 19 века

Кадр из британско-американского фильма "Онегин", 1999, реж. Марта Файнс
Кадр из британско-американского фильма "Онегин", 1999, реж. Марта Файнс

Вы представляли когда-нибудь, как выглядел Евгений Онегин? Скорее всего, в учебниках литературы иллюстраторы рисовали образы героя одноименного романа Пушкина так.

Кадр из фильма-оперы "Евгений Онегин", 1958, Ленфильм, реж. Роман Тихомиров
Кадр из фильма-оперы "Евгений Онегин", 1958, Ленфильм, реж. Роман Тихомиров
Иллюстрация к роману «Евгений Онегин», Анна Севериновска
Иллюстрация к роману «Евгений Онегин», Анна Севериновска

Давайте перечитаем описание деталей одежды и быта того времени и составим «настоящий» портрет лондонского дэнди. А для сравнения расскажем, на кого мог равняться главный модник в литературе 19 века. И почему бы не представить, как мог жить Онегин в наши дни?

Евгений Онегин, Петербург, начало XIX века

Евгений Онегин - это «лондонский dandy», «молодой повеса», «франт».
В словаре Пушкина – это изысканный светский человек, законодатель мод. А в одном из своих черновиков поэт к слову dandy добавил определение «великолепный». Онегин был тем, кто создавал моду, а не просто ей следовал. Как описывает комментатор романа Владимир Набоков, Онегин на одном из балов зимой 1819 г. «был не просто в черном «фраке», но во френче лазурного цвета с медными пуговицами и бархатным воротничком, с полами, закрывающими бедра, поверх очень облегающего белого жилета. Брюки, скорее всего, синего цвета, натягивали поверх лаковых туфель-лодочек». 

В Петербурге 1819 года в моде был широкий боливар: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар».

Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы
Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы

Бульваром был в ту пору Невский проспект, а боливар - шелковая шляпа, похожая на трубу, с широкими, загнутыми кверху полями. А как отмечают авторы проекта «Живой Пушкин», в отличие от обычного тогда цилиндра, боливар был гораздо с большими полями. А пушкинский боливар был настолько широк, что для того, чтобы пройти через узкую дверь, нужно было сначала пронести боливар впереди себя, а потом пройти самому и снова надеть боливар на голову. Эта деталь гардероба названа в честь национального героя Южной Америки Симона Боливара, который был вождем борьбы за независимость американских колоний от Испании. И что интересно, означала она не просто головной убор, а указывала на определенные общественные настроения ее владельца.
Кудри Онегина лежали даже на спине, если рассмотреть зарисовки Пушкина к роману. Но комментатор Юрий Лотман пишет, что Онегин, выйдя в свет после лицея, меняет длинную французскую стрижку на короткую английскую — ден­дистскую.

Рисунок А.С. Пушкина в рукописи "Евгения Онегина", 1830 год
Рисунок А.С. Пушкина в рукописи "Евгения Онегина", 1830 год

Ещё обязательно носили брегет – элегантные часы с репетиром. Подлинные авторские модели изготавливал сам знаменитый французский часовой мастер Абрахам Луи Бреге. Достоверно известно, что отец Пушкина заказывал себе Breguet в 1806 году. Помимо него среди русских заказчиков марки были сам император Александр I. При нажатии на пружинку брегет отзванивал количество часов и минут. Только тогда эти часы были карманными. И щеголю Онегину не нужно было доставать часы из кармана, чтобы узнать время, достаточно просто нажать на пружинку, и часы отзванивали.

В романе читаем «Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов», «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Как видим, Онегин большое внимание уделяет своим ногтям. Видимо, как и сам автор, который перенес эту любовь к косметическим процедурам на своего героя. Пушкин после лицея отрастил очень длинные ногти и такими их поддерживал всю жизнь. Их хорошо видно на самом портрете Пушкина, который написал Орест Кипренский. 

Пушкин писал, что его герой «три часа по крайней мере пред зеркалами проводил». Трудно представить, что он делал так долго. Но, например, он принимал ванну, тщательно чистил зубы, брился, мазал лицо кремом, конечно, ухаживал за ногтями, причесывался и надевал белье. Да, есть еще одна деталь, которая могла занимать много времени. Это галстук. Существовало тридцать два способа его повязать.

«Морозной пылью серебрится его бобровый воротник». Это еще одна деталь гардероба модно одетого щеголя тех времен. Как пишет комментатор романа В. Набоков, такие меховые воротники носились на шинели с пелериной и широкими рукавами.

Атрибут модной жизни - «лорнет». Это монокль или пенсне, закрепленные на длинной ручке, которым пользовались денди.

Кадр из британско-американского фильма "Онегин", 1999, реж. Марта Файнс
Кадр из британско-американского фильма "Онегин", 1999, реж. Марта Файнс

Онегин приводил себя в порядок в «уединенном кабинете», как пишет Пушкин. Так называли гардеробную, мужской будуар. Здесь мы находим «янтарь на трубках Цареграда» - модные курительные принадлежности – длинные турецкий трубки с янтарными мундштуками и разнообразным орнаментом. 

      
Иллюстрация к роману "Евгений Онегин", Дмитрий Белюкин
Иллюстрация к роману "Евгений Онегин", Дмитрий Белюкин

Селебритиз Англии XIX века

Образ Онегина-джентльмена раскрывает не только его нрав, но и атмосферу эпохи. Поклонниками дендизма был не только Пушкин, но и Лермонтов в России, Байрон и Оскар Уайльд в Англии, Бальзак, Бодлер во Франции. Они и сами любили блеснуть шикарным внешним видом и делали такими героев своих произведений. Денди – это не просто молодые люди, одетые по современной моде, они были ее лидерами и задавали тенденции.

Дендизм расцвел в мире в 19 веке. Сначала в Англии, потом во Франции он стал модным образом жизни. Его основателем называют английского светского льва с особой холодной харизмой Джорджа Браммела по прозвищу Beau, что означает «щеголь, красавчик». Байрон говорил, что в 19 веке было всего три великих человека – он сам, Бонапарт и Браммел. Последнего считают законодателем мод в Лондоне. Он ввел в гардероб мужской костюм с галстуком и шейные платки. После его правил стиля ушли из моды напомаженные парики, кружева и яркие цвета. В гардеробе, как он считал, должна быть одна заметная деталь. Для этого он выбрал белый шейный платок из муслина, который сильно крахмалил. А чтобы он лучше держался, сноб Браммел изобрел особый зажим в виде бабочки.

Джордж Браммел
Джордж Браммел

К каждому костюму полагалась своя трость, перчатки, табакерка с нюхательным табаком, причем разная на каждый день недели, обувь, начищенная до блеска. Рубашки он менял несколько раз в день, костюм – дважды. В идеале перчатки он менял шесть раз в день. Верхом неприличия было протянуть для пожатия руку в несвежей перчатке. Они были специального удобного кроя. Их шили несколько портных: один – ладонь, второй – большой палец и третий – остальные четыре пальца. Однажды он появился в обществе в перчатках, облегавших руки так, что были видны очертания ногтей. Новый костюм надевать считалось недопустимым, поэтому его натирали мелким песком или отдавали разнашивать фрак слуге. Модникам таким образом добивались эффекта поношенной ткани.

К фраку обязательно подбирали жилет. Он должен был быть необычным по цвету и фактуре. На ноги надевали узкие панталоны в обтяжку из оленьей кожи. К фраку обязательно шла белая сорочка с широким жестким воротничком, что придавало владельцу слегка высокомерный вид.

Фирменный серебряный портсигар Карла Фаберже — предмет особого шика в XIX веке.
Фирменный серебряный портсигар Карла Фаберже — предмет особого шика в XIX веке.

Утренние процедуры Браммела, как и героя Пушкина, занимали также не меньше трех часов. Браммел был уверен, что истинный мужской запах – это не табак, а свежесть. Каждый день он тщательно брился, потом мылся в тазу и купался в молоке. На просторах интернета даже можно встретить сведения, что потом это молоко продавали, поэтому лондонцы избегали покупать его. Напоследок слуги начищали его сапоги шампанским, которое в то время было на вес золота. Прическу ему делали каждый день три парикмахера. Он ввел в моду аккуратно подстриженные и вымытые волосы. Теперь их больше не отпускали, не завивали и не пудрили.

Биограф Браммела капитан Джессе составил подробное описание его костюма: «В первую половину дня он носил, как и другие джентльмены, гессенские сапожки и панталоны или высокие сапоги с отворотами и штаны из оленьей кожи; синий фрак со светлым или бежево-коричневым жилетом. Его вечерний ансамбль состоял из синего фрака, белого жилета, черных панталон с тугими застежками на пуговицах у колена, полосатых шелковых чулок и складного цилиндра». Единственные украшения – это латунные пуговицы фрака, простое кольцо на руке и золотая цепочка для часов.

Джордж Браммел
Джордж Браммел

Селебритиз Франции XIX века

Французы признали, что слово «денди» заимствовали из английского языка. Правда, они произносили его с ударением на втором слоге.

Но как отмечает в своей книге «Денди: мода, литература, стиль жизни» Ольга Вайнштейн: «Настоящих щеголей, умеющих одеваться со вкусом, французы называли в 1830 году вовсе не «денди», а «львами» или «модниками». А понятие «денди» со всеми его серьезными смысловыми обертонами прижилось во Франции через несколько лет».

Щеголей в своих произведениях часто описывает Оноре де Бальзак. Например, в «Человеческой комедии» немало персонажей денди. Вот как описывает их Ольга Вайнштейн: «…Один играл тростью прелестной отделки, другой оправлял манжеты с обворожительными золотыми запонками. А тот вынул из жилетного кармана часы, плоские, как пятифранковая монета…». Вот как в романе был описан Люсьен Шардон:
«Согласно моде того времени, по милости которой старинные короткие бальные панталоны были заменены безобразными современными брюками, Люсьен явился в черных панталонах в обтяжку. В ту пору мужчины еще подчеркивали свои формы, к великому огорчению людей тощих и дурного сложения, а Люсьен был сложен, как Аполлон. Ажурные серые шелковые чулки, бальные туфли, черный атласный жилет, галстук – все было безупречно и точно бы отлито на нем. Густые и волнистые белокурые волосы оттеняли белизну лба изысканной прелестью разметавшихся кудрей. Перчатки так дивно обтягивали его маленькие руки, что было жаль их снимать. В одной руке у него была трость и шляпа, с которыми он не расставался…».

Первым среди французских денди стоит упомянуть и графа Альфреда д’Орсэ. Он считается после Браммела вторым по знаменитости денди. Он был французом, но большую часть жизни провел в Англии. Кстати, он был первым, кто ввел в этой стране моду на бороду.

Стоило ему надеть яркого цвета жилетку или неприемлемые в высшем свете облегающие панталоны, как на следующий день весь цвет французской элиты, начинал за ним повторять. Он был находкой для поставщиков, так как рекламировал их товар. За его именем закрепилось пальто, высокий цилиндр с изогнутыми полями и комнатные туфли без задника, и даже за закрытой четырехколесной каретой с двумя дверцами.
Граф носил золотые цепочки, надевал перстни поверх белых перчаток и шокировал публику обтягивающими панталонами телесного цвета. Его часто называли «король всех денди». Модника выделяли голубые фраки и желтые жилеты.

Граф Альфред д’Орсэ. Картина сэра Джорджа Хейтера. 1839 год
Граф Альфред д’Орсэ. Картина сэра Джорджа Хейтера. 1839 год

Еще одно видное место среди французских денди занимает Альфред де Мюссе. Вот как пишет Анастасия Проаспэт про жизнь модника: «Мюссе, как настоящий денди, одевался в согласии с модой весьма эксцентрично. Его сюртук украшал необычайно высокий бархатный воротник, брюки он носил в обтяжку, либо голубого, либо розового цвета. Огромный галстук и высокий цилиндр, надвинутый на ухо, дополняли картину». Еще он носил зеленые брюки, синие рединготы, красные жилеты. Мюссе был единственным светским львом среди поэтов Франции. Его вечерним облачением был – «зеленовато-бронзовый фрак с металлическими пуговицами, шелковым жилетом с золотой цепью, белые перчатки и лакированные сапоги, шляпа набекрень и хлыстик в руке».

Наши дни, образ современного городского пижона

Глянцевые журналы рисуют гардероб современного модника. Примерим его на пушкинского героя. Предположим, что на Онегине сегодня мог быть бомбер — короткая куртка, пиджак или жакет в клетку или полоску из велюра или бархата, свитер, брючной костюм, джинсы, джинсовые рубашки и джинсовые куртки. Туфли-лодочки больше прижились в женском гардеробе. Мужчины сегодня носят туфли, ботинки или кроссовки. Да, дресс-код современного стиляги стал совершенно другим. Слова «панталоны, фрак, жилет», которые Пушкин выделил курсивом в романе, уже не в тренде. Пожалуй, только жилет сохранил свое влияние в модном мире. Теперь все чаще мужчины носят парку, дополняют свой лук свитшотом, лоферами, слиперами, ну или эспадрильями. Для создания эпатажного стиля, можно добавить к образу еще толстые цепи, кольца, металлические или кожаные браслеты. И не забудем упомянуть умные часы Apple Watch или Galaxy Watch.

Онегин три часа проводил перед зеркалом. Поэтому, сегодня герой романа, скорее всего, был бы завсегдатаем модных салонов красоты и барбершопов. Представим, какие процедуры он мог бы там делать. Например, массаж, маски, контурную пластику, инъекции, коррекцию бровей. Свою красоту ногтей, наверняка, доверил мастерам педикюра и маникюра. А стрижка бороды сегодня стала бы его ежедневной процедурой. Ну и обязательная часть ухода за своей фигурой – это персональные занятия с тренером в спортивном клубе. В свое время Онегин ездил в ямской карете – это небольшой двухместный экипаж с кучером. В России не считалось зазорным для молодого щеголя не иметь собственных лошадей и кареты. Поэтому, если бы современный богач Онегин и не купил бы себе дорогую машину, то уж точно пользовался бы премиальным автопарком каршеринга в Петербурге. 

-17

Вот что пишет Ольга Вайнштейн в своей книге про современных денди: «Отдельные приемы из арсенала денди периодически всплывают в моде нашего времени. Так, во второй половине 1980-х завоевал популярность стиль небрежных деталей. Стало модным допускать в продуманном ансамбле нарочитую ошибку: отсутствующую пуговицу на пиджаке, произвольно завязанный галстук, не согласованный по цвету платок. Мужчины начали появляться на публике с трехдневной растительностью на лице, демонстрируя налет легкой небрежности в облике. В 2002 году журналист Марк Симпсон обнаружил новый вид современных мужчин. Он назвал их метросексуалами». У этих городских модников тот же набор признаков, который был свойственен и денди в 19 веке.

Гардероб и образ жизни денди – это не просто дань моде, это философия. Ей следовал сам Пушкин, и такими же чертами наделил своего героя. Знания об истоках этого культурного направления добавляют характеру Онегина новых красок. Он был продолжателем идей своих западных современников. Умение подать себя обществу, подчеркнуть свою индивидуальность и избранность – тоже целое искусство. И стиляга того времени – Онегин, смог им овладеть.

Dandies dressing, иллюстратор Исаак Роберт Крукшенк, Лондон, 1818
Dandies dressing, иллюстратор Исаак Роберт Крукшенк, Лондон, 1818

Автор: Маргарита Кокарева

МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО: