Бывает такое, что берешь флакон дорогих духов, вдыхаешь аромат... вдыхаешь еще раз... а там - ну, примерно то же самое, что было уже сто раз и во столько же раз дешевле. И возникает логичный вопрос - за что?!
Лет 10 назад французский деловой журнал Challenges опубликовал схему, на которой было показано как складывается стоимость флакона. С той поры мало что изменилось, разве что цены выросли. Из схемы видно, что сами духи на конечную цену влияют минимально. Даже если там будут дорогие ингредиенты.
В схеме не учтено множество деталей, которые возникают на пути от производителя до потребителя и на каждом этапе могут накидывать по паре евро.
Например, флаконы... Их производством занимаются как частные европейские мастерские, так и китайские заводы. Можно выбрать готовые из каталога, а можно заказать эксклюзивный дизайн - это стоит разных денег, но во втором случае есть шанс добиться такого эффекта, что будет даже не важно, что там за аромат. Его купят не за содержимое, а потому что он - произведение искусства, его приятно брать в руки, он радует глаз на столике...
Добавляют цену старомодные груши, как у герленовской серии L'Art et la Matiere или диоровских лимиток, экзотические кисточки Shalimar или Parfums de Marly, колпачки, бантики, чехольчики, камушки и стразики, которые создают определенное настроение.
Справедливости ради – в последнее время вычурных флаконов становится все меньше, и лично я на них уже смотрю с опаской… Кстати, автограф парфюмера на флаконе в разы повышает его стоимость.
Так же редко стали встречаться всевозможные блестки, перламутринки, золотинки и камушки внутри флаконов. Король вечерники тут, конечно, Готье и его Fragile с целым представлением во флаконе. С блестками выходили лимитки La Vie Est Belle и J'adore, золотые хлопушки плавают у Ramon Molvizar, у Noa была жемчужина и даже наши не оставались в стороне – новозаревское "Сердце океана" хранило на дне флакона синий страз…
Любые спецэффекты вносят свой вклад в конечную цену. В том числе краситель. В схеме его нет, а он имеет большое значение для восприятия аромата. Можно вспомнить «Ангела» и «Ультрафиолет», которые были первыми духами нестандартных цветов, что производило дополнительный вау-эффект.
В упаковке тоже большой выбор на что можно потратить деньги. Качество картона, тиснение, наличие вкладыша и футляра, внутренняя отделка тканью, эксклюзивный дизайн коробочки и этикетки, сложная печать… Полет фантазии этим не ограничивается – коробочки могут быть металлическими, деревянными или пластиковыми, а в цену упаковки войти так же брендовые пакетики под покупку духов.
Дополнительно мы оплачиваем услуги нейминга. «Любовь», «Сладкая роза», «Кристалл» звучат менее интригующе, чем «Флер наркотик», «Хорошая девочка становится плохой», «Девушка в иголках» и «Московский мул». По аромату они могут не сильно отличаться, но ко вторым чисто из интереса рука тянется чаще. В удачном нейминге заложена часть успеха «Опиума» и «Пуазона».
Самый затратный пункт - реклама... Огромный мир, которому бесполезно сопротивляться – он все равно победит даже скептиков и нонконформистов, потому что для них будут сделаны свои рекламные акции. В цену флакона закладываются огромные гонорары приглашенным звездам и более скромные выплаты моделям, ролики и фотосессии, pos-материалы для магазинов, покупка места в журналах и времени в эфирах, презентации с профильными журналистами, «гастроли» парфюмера или представителя бренда.
Сюда же относится изготовление пробников и миниатюр, брендированных блоттеров, а так же работа маркетологов, которые придумывают легенды и загадочные ингредиенты или тупо бьют в точку, которая, казалось бы уже должна загрубеть и перестать быть чувствительной: «Надушись этим, и все мужчины/женщины будут у твоих ног…»
Так же в схеме нет очень важных пунктов – транспортировка, таможенные пошлины и «полка», то есть право продаваться в магазине. Все это накручивается уже сверху, и свой процент с флакона получит каждое звено в цепи.
Не очень часто встречается именно в парфюмерии, но все-таки упомяну всевозможные благотворительные акции: «Один доллар с вашей с покупки пойдет в фонд…», когда стоимость может незаметно вырасти на этот самый доллар.
Наверняка я упустила, какой-нибудь акциз или тонкости дистрибуции нишевых брендов. Но... разве кто-то откажется из-за этого от покупки? Ведь на самом деле парфюмерия – это немного жидкости, немного стекла и много личных впечатлений. А они стоят дороже рекламных постеров и хрустальных флаконов…
Парфюмерный «абибас»: Шеналь, Кугги и Родригнез
Самые популярные духи: ТОП продаж в российских магазинах
«Парфюм, который сводит с ума»: какие духи ищут в Интернете