Найти тему
Классический Либерал

Александр Гамильтон и его экономическая политика

Во время президентства Джорджа Вашингтона далеко не всё было гладко в политической жизни США, а о роли правительства в жизни молодого государства возникало немало вопросов. Эти вопросы пытался развеять Александр Гамильтон, занимавший в то время должность министра финансов, а точнее серия его докладов, которые вызвали бурю недовольства.

Александр Гамильтон - первый министр финансов США, основатель Первого центрального банка Соединенных Штатов и автор программы ускоренного торгово-промышленного развития страны. Это теперь для всех американцев он одна из самых важных личностей в истории страны, однако тогда, в конце XVIII века, его доклады вызывали непонимание, споры и недовольство.

     Александр Гамильтон
Александр Гамильтон

Вступив на должность министра финансов в 1789 году, молодой и амбициозный экс-адъютант Вашингтона сразу занялся серьёзными преобразованиями в области экономики и внутренней политики США. Получив практически полное доверие президента, Гамильтон впоследствии представит Конгрессу немало докладов, которым в той или иной степени суждено будет повлиять на формирование экономической системы в Штатах, во многом, существующей и по сей день.

Результатом его деятельности на посту министра финансов в первые годы стала экономическая программа, которую Гамильтон разработал в 1790–1791 годах и представил вниманию Конгресса в виде упомянутых докладов. В программе рассматривались такие вопросы, как государственный кредит, основание единого национального банка и развитие отечественного производства, дальнейший экономический курс Штатов.

Доклад о государственном кредите

Выступление Гамильтона в США с его программой вызвало бурю ожесточенных споров, ведь прежде всего следовало решить, каким именно образом молодая республика должна распорядиться принадлежащими ей деньгами. Страна имела огромные долги перед кредиторами, и нужно было решить как их выплачивать, и выплачивать ли вообще? Гамильтон же предлагал рассматривать их не как тяжёлое бремя, а как возможность укрепить финансовый базис страны. Министр утверждал, что "национальный долг может стать для нас национальным благословением". В своём первом докладе-"Докладе о государственном кредите"- он разделил долг на национальный и государственный и далее разделил национальный долг на внутренний и внешний.

     История государственного долга США
История государственного долга США

Гамильтон предлагал всех держателей долговых расписок связать с федеральным правительством, ведь тогда все они были бы непосредственно заинтересованы в его успехах. В таком случае, если правительство постиг бы крах, кредиторы теряли бы все свои средства. Всё это к тому же обуславливало поддержку правительства в среде наиболее обеспеченных граждан молодой республики. Гамильтон также считал целесообразным провести операцию консолидирования, отменив старые формы долговых расписок и введя вместо них государственные обязательства в виде процентных облигаций. Однако в данном случае против министра сыграло общественное мнение: многие посчитали, что схема с консолидированием сыграет на руку всевозможным спекулянтам. В Конгрессе ни на минуту не утихали споры касательно "Доклада о государственном кредите", однако в итоге доклад все же был принят, хотя и не полностью (Так, план передачи долгов штатов федеральному правительству также не встретил одобрения в обществе и был временно забаллотирован).

Очевидно, что "Доклад о государственном кредите" был направлен на решение крупных экономических и политических, а не только финансовых задач. Гамильтон стремился к созданию целостных институтов как необходимой политической и экономической инфраструктуры государства. Призывая федеральное правительство к выплате долгов штатов и проведению операции консолидирования, он надеялся связать интересы правительства с интересами влиятельных и богатых людей республики, державших большую часть соответствующих долговых обязательств. Против столь заметного шага на пути укрепления федеральной власти поначалу встал противник Гамильтона госсекретарь Томас Джефферсон-сторонник меньшей централизации, идеалом которого была децентрализованная республика мелких фермеров. Их он считал «настоящими представителями великого американского народа»‚ а сельское хозяйство — источником добродетели. Джефферсон полагал, что "лучшим является то правительство, которое меньше правит" (называл государство "ночным сторожем"), выступал за развитые органы самоуправления, сильную местную власть, настаивал на свободе прессы, был горячим поборником прав человека, считая их самыми важными. Однако лидером правительства стал именно Гамильтон и федералисты.

В Конгрессе Джефферсон согласился поддержать "Доклад о государственном кредите" политического оппонента только в том случае, если тот в ответ поддержит совместный план Джефферсона и Виргинии Мэдисон о переносе федеральной столицы дальше на юг. Гамильтон, ведомый целью сделать свой проект успешным, согласился разместить "особой округ Колумбия" вдоль реки Потомак. Дальнейшие события покажут, что уступки Гамильтона имеют предел.

Создание национального банка

     Первый Центральный банк США
Первый Центральный банк США

Последующие доклады Гамильтона на посту министра финансов не имели столь заметных политических последствий, однако по части дебатов совсем не уступали первому. Так, идея создания национального банка большинством оппонентов была встречена с непониманием и воспринята как опасное безрассудство. Многие из них считали, что новый национальный банк республики копирует Банк Англии, давно дискредитировавший себя в глазах американцев. Тем не менее Гамильтону удалось отстоять и этот проект, опираясь на 8 раздел I статьи Конституции, указывающий, что за Конгрессом оговорено право собирать налоги и регулировать торговлю; а банк является тем самым механизмом – «необходимым и надлежащим», – который требуется для выполнения этих задач. После бурных прений между Гамильтоном и сторонниками Джефферсона Конгресс выдал лицензию на 20 лет первому национальному банку Соединенных Штатов.

Доклад о мануфактурах

Еще одной темой для обсуждения был подходящий экономический курс; и вновь Александру Гамильтону удалось внести новую идею: в 1791 году он представил Конгрессу "Доклад о мануфактурах". Вопреки американской традиции, предполагавшей предпочтительное развитие сельского хозяйства, Гамильтон делал основную ставку на развитие торговли и промышленной деятельности. Будучи противником децентрализованного государства, Гамильтон доказывал, что государство продолжает занимать подчинённое положение по отношению к европейским странам, обладающим развитой экономической системой. Министр финансов небезосновательно считал, что, несмотря на политическую независимость в экономическом отношении Штаты сохраняют колониальный статус. Он был твёрдо убеждён в том, что нация должна развивать всевозможные виды промышленности и заниматься строительством предприятий. По этой причине им также был разработан целый ряд мер, направленных на развитие внутреннего и внешнего рынка.

Гамильтон был сторонником активного вмешательства государства в экономику, и поэтому считал, что правительство должно побудить граждан не ограничиваться сельским хозяйством, а сделать упор на другие, более прибыльные отрасли промышленности. Своим "Докладом о мануфактурах" Гамильтон фактически произвёл рыночную революцию для того времени. Он разработал целую систему мер: протекционистские тарифы были призваны инициировать развитие промышленности, акцизные сборы – обеспечить повышение доходов государства, а поощрительные государственные премии должны были поддерживать прибыльные отрасли сельского хозяйства.

Естественно, такие кардинальные преобразования не нашли поддержку у Конгресса. Оппозиция во главе с Джефферсоном доказывала нецелесообразность создания мануфактур и перехода к политике тотальной индустриализации общества. Оппозиционное сопротивление стало настоящим камнем преткновения для реализации экономической политики Гамильтона. В итоге, Конгресс согласился лишь незначительно повысить тарифы на импорт и ввести небольшие акцизные сборы на некоторые виды продукции, в том числе на виски. Но и этого хватило, чтобы вызвать недовольство аграриев — фермеров и плантаторов. Впоследствии Конгресс признает верность экономического курса Гамильтона, введя в 1816 году протекционистский тариф, однако это случится уже после смерти министра финансов.

Выражая интересы деловой элиты Севера‚ Гамильтон заложил основы финансовой системы США, содействовал развитию национальной промышленности и торговли, что способствовало укреплению национальной независимости молодой американской республики.

Заключение

Заслуги Гамильтона перед Америкой безусловно велики. Его экономическая политика значительно опережала свое время, а потому не могла быть полностью реализована в фермерской Америке, сторонником который как раз и был Джефферсон. Многие проекты были реализованы уже после смерти великого реформатора, во многом, сформировавшего действующую политическую и экономическую систему Штатов. Гамильтон получил память от благодарных потомков: сейчас, спустя более 300 лет после его гибели на дуэли, каждый, взяв в руки десятидолларовую купюру, может увидеть портрет Гамильтона:сосредоточеннолицо мужчины, задумчиво глядящего куда-то вдаль.

Автор - Павел Копылов