Роман Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи» вышел еще в 2018 году. А я только сейчас до него добралась. Не могу себя назвать поклонницей этого писателя, хотя его «Чапаев и Пустота» вполне себе шедевр литературы новейшего времени.
Собственно, именно этот роман и сподвиг меня читать Пелевина дальше. Несколько хороших, добротных рассказов прочитала – понравилось. А вот про насекомых не очень, закрыла книгу, отложила и даже обратно в библиотеку отнесла, чтобы глаза не мозолила. Не люблю недочитанные книги.
Роман прочитала-проглотила за два дня. Увлекательно, иронично и качественно написано. Пелевин хороший писатель, от его текстов возникает объемная картинка в сознании, своеобразное три-д.
Он умеет завлечь интригой и слово его просто, а порой слишком (это я про ненормативную лексику). Её, кстати, не люблю в художественных произведениях, хотя понимаю, что из некоторых песен слова не выкинешь, надо и крепким словцом приукрасить. Но странно, некоторые писатели спокойно обходятся, и ничего, их читают.
И сюжет заковыристый. Три могучих олигарха решили счастье познать, точнее, купить его за деньги. Для этого они нанимают специалиста, Дамиана Улитина. Он «впаривает» им свой стартап с технологиями на грани фантастики, а они «ведутся» и платят.
Только в процессе прочтения романа выясняется, что автор подменяет понятие счастье понятием истины. Незаметненько так, тихонечко. И олигархи эти бедные погружаются в пучину всяких разных высших духовных истин, черпают познание поневоле и страшно сопротивляются.
Затянуло же в текст меня другое. Мужские и женские характеры. Точнее то, что отмечает писатель, как живописует своих персонажей.
Основные мужские персонажи – это очень богатые, скучающие люди. Стараются жить на все! У них есть бизнес, деньги, развлечения и поддержка в виде различных запрещенных веществ. А еще у них есть понятия.
Рината, например, очень мучает, что он не может отблагодарить своего спасителя. Он находит и привлекает Федора к бизнесу. Тот поднимается на предпоследнюю строчку рейтинга Форбса и тоже благодарит своего благодетеля дружбой и прочим. Юрий – «интеллигент с зубоврачебными корнями» тоже не лыком шит. Может и характер проявить, и в бизнесе не промах – статусная лодка имеется и все, что полагается при нём.
Но по мере чтения утверждаешься в мысли, что люди эти мужеского пола, но как-то буковку М потеряли. Не Мужики, а Ужики. Вертятся, крутятся, стараются выпасть из духовных высот, куда случайно забрались. Тяжко им там. Но причина все же прозаична. Не готовы они расстаться с основой своей жизни – с собственностью, которую нажили немеряно. И в этом печальная правда Пелевина. Хотя написано с большим юмором, даже изысканным местами.
Смысловое зарево Татьяны, другого центрального персонажа крутится вокруг обычного понятия – успеха женщины. Она старается. В юности ей было легко, природная красота помогала. В средних годах пришло понимание, что глянец стирается, остается лишь «ржавая узкоколейка», проложенная в голове заштампованным общественным укладом. Женщина определяет успех мужчины, успешный мужчина – это плод женщины и ее достижение одновременно.
Другим предметом ее личностного роста было образование, но оно все же немного мимо прошло, хоть и задевало что-то в душе. В общем, перед читателем стареющая одинокая дамочка с заросшими бровями и лишними килограммами, мечтающая об олигархе.
Обычно автор романа обозначает свое отношение к героям. Здесь же описана скучная, ревнивая и завистливая тетка, возомнившая себя достойной счастья. И что она б* записная, «сквозит» с каждой страницы, отведенной героине.
Один раз все же в авторе проявляется человеческое. И он выдает: «А сейчас ты мертвая. И поэтому совсем новая и сильная». Нет, героиня жива, все в порядке. Просто после определенного события ее жизнь меняется. И она тоже. Автор благосклонно дает ей шанс на изменение. Только превращается она не в идеальную красотку, мечту поэта, а в жуткое демоноподобное существо, не змею и не дракона, а в игуану. В общем, полная Ж.
Писатель соединяет М и Ж, если роман прочитать с позиции дамского чтива, то вполне так даже успешно. Там все хорошо кончается, они пируют на лаврах своего успеха. А если серьезно – то каждый получает то, чего достоин.
Стоит ли читать роман в среднем возрасте, в таком, как у меня, слегка за 50? Да, конечно. Я прочитала с интересом. Удивилась, в интернет-духе: а что – так можно было? Протроллить все «нонешние» духовные метки времени: деньги, дамское ми ту, опять деньги, немного мистического (не модно уже), помесь трансерфинга с буддизмом , снова деньги и крюки вместо любви. А, психологию забыла! Еще и она в полном цвете.
Я благодарна автору за два прекрасных нескучных вечера. И за то, что все же не хочется быть улиткой на склоне Фудзи. Хорошая, умная книга. Хоть я такие и не люблю.
Поставьте лайк! Мы же не улитки)))