Стоя на сцене с наградой самой крутой федеральной премии в сфере ЗОЖ Live Organic Awards в руках, я думала о том, что пора бы уже исполнить свою давнюю мечту. Сделать что-то стоящее, важное в этой жизни. Например, наконец-то написать и издать свою книгу!
Около 10 лет назад я уже предпринимала попытки написать книгу. Тогда я пробовала перо в жанре бизнес-рассказа. Написала историю и отправила в два журнала, подходящих мне по теме. Но текст не был издан, и я опустила руки. Ну, какой из меня писатель? – думала я. Одно дело публиковаться в деловых журналах с результатами собственных исследований, и совсем другое – написать захватывающую интересную книгу в модном жанре бизнес-романа!
Так шли годы, а мечта так и оставалась мечтой. Когда, однажды, я попала на курс по писательству к коучу и тренеру Анне Баганаевой. К этому моменту мой опыт в публицистике перевалил десятилетие, а за плечами было более 1000 текстов. Я писала серьезные статьи в крутых деловых издательских домах, публиковалась в отраслевых СМИ, вела ЗОЖ-блог, брала интервью у представителей эко рынка. Но мне нужно было освоить инстаграм с его короткими историями. Во время обучения Анна обмолвилась, что ее ученики после прохождения курса издают книги. Этой фразы было достаточно, чтобы разжечь во мне огонь с новой силой!
Ещё толком не имея концепции в голове, я начала писать небольшие кусочки. Это был мой личный опыт, мои переживания. К тому времени у меня был опыт создания и продажи собственного ЗОЖ-ного бизнеса, огромный опыт в телесных практиках, медитациях, работе с собственным сознанием, 25-лений опыт в психотерапии, эксперименты с различными системами здорового питания и лечение с помощью холистической медицины и даже опыт холотропного дыхания. В общем, багаж накопился приличный, и я не знала, как из всего этого сделать связный осмысленный интересный текст. Поэтому просто писала отдельные истории из своего опыта и убирала в стол.
Работу над книгой я совмещала с профессиональными проектами, поэтому дело продвигалось очень медленно. Я переживала, что не могу никак ускорить себя.
И тут пришла пора отгуливать свой главный приз за победу в премии – путешествие в Прованс! Это был волшебный опыт, совсем другой мир и способ проведения отдыха. Мы путешествовали на кабриолете из одного города Франции в другой, в один день даже умудрились искупаться в море в трех городах: Ницце, Каннах и Монако. Утром нас будили раскатистые трели цикад, а вечера мы проводили в уютных маленьких ресторанчиках с местной кухней и захватывающими дух закатами. И вот в один такой вечер мы сидели за столом и обсуждали премию и выбор жюри в мою пользу. Я нечаянно упомянула, что пишу не только статьи в журналы и веду блог, но и давно уже готовлю книгу.
Тогда моя спутница спросила меня: «А к какому сроку ты закончишь книгу? Или как пойдет?». Я встрепенулась. Это был щелчок. Ведь правда – когда я планирую ее закончить? Я ведь была в творческом процессе и не ставила себе сроки. Да и какие сроки я могла поставить, когда на первом месте у меня была работа и обязательства перед клиентами, а книгу я писала по остаточному принципу?
Эта короткая беседа оказалась судьбоносной. По возвращении домой я поставила на паузу все рабочие проекты, твердо решив, что книге быть, и откладывать больше нельзя.
Прикинув, что у меня уже есть добрые 30% текста, я взяла отпуск на 2 месяца. За это время я планировала полностью закончить книгу и отправить рукопись в издательство. Послушав несколько вебинаров Кати Иноземцевой «Как написать и издать книгу за 90 дней», я поняла главный принцип и приступила к делу по-новому. Но тут меня ждал огромный сюрприз. Творческий кризис. Книга просто не писалась. А что писалось, то потом перечитывалось, и результат меня не удовлетворял. Не было той захватывающей нотки, на которую я рассчитывала. Не было потока, текст шел со скрипом и «от головы». За 2 месяца я измучилась и не продвинулась ни на шаг. Время моего добровольного отпуска, как и мои сбережения стали подходить к концу. Клиенты снова стали обращаться с заказами. Поступил крупный заказ, от которого я не хотела отказываться. А творческий ступор все еще не отпускал.
Вернувшись к основной профессиональной деятельности, я продолжала попытки писать. Отступив от рекомендаций Иноземцевой, я изобрела свой способ написания книги в стиле нон-фикшн. Я решила писать отдельные кусочки текста, как и раньше. Одна история – один текст. И хотя я еще не видела картины целиком, я продолжала.
Спустя полгода таких кусочков собралось на целую книгу. Пришла пора структурировать текст, сделать его логичным. За это время муза покидала меня ни раз. Книга рождалась трудно, через силу. Редкими моментами я входила в поток, но основную часть времени все же заставляла себя силой воли.
Настал момент, когда я поняла, что рукопись готова. Казалось, что нельзя ничего добавить или убрать. Пришла пора показать книгу профессиональному редактору. Несмотря на то, что книга содержала личный опыт и переживания, я нуждалась в трезвом непредвзятом взгляде со стороны. Наверное, всех начинающих писателей мучает вопрос – а не фигню ли ты написал? Этот вопрос не выходит из головы и у меня. Но поскольку формально текст был полностью готов, я решила отправить его в издательства как есть.
Мелочиться я не люблю, поэтому рукопись ушла в такие издательские дома, как Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, Альпина Паблишер, Рипол Классик, София, Центрполиграф и другие. Но здесь меня ждал еще один сюрприз – срок рассмотрения рукописи издательствами составляет от 1 до 12 месяцев. Самым оперативным оказались издательства Альпина Паблишер и МИФ, они ответили в течение 1 месяца. От Эксмо я не получила ответ спустя даже 1,5 года. От других ответа приходилось прямо добиваться.
Не дожидаясь отклика, я нашла небольшое издательство, которое согласилось за небольшие деньги сделать смысловую редактуру моего текста. Еще целый месяц я ждала результата. А когда получила – осталась в глубоком изумлении. Хотя речь шла о смысловой редактуре, от редактора я получила только рекомендации по добавлению ссылок на книги, на которые я ссылалась в своем тексте, и на замену одних слов на синонимы. Родственники шутили, что текст идеальный, поэтому редактор не нашел, что можно улучшить. Но меня такое положение дел не устраивало. Поэтому я включила внутреннего критика на полную катушку и проштудировала свой текст от первого слова до последнего еще раз.
За два месяца ежедневной кропотливой работы я переработала текст на 90%. Результат мне уже начинал нравится самой. На этот раз время у меня было ограничено. Я купила путевку на Майорку и твердо решила, что в отпуск уеду только по завершению книги.
Баржу с углем разгружать легче, чем написать книгу – к такому выводу я пришла после того, как работа над рукописью была завершена. После возвращения из отпуска я снова вернулась к вопросу выбора издательства. Классическим способом издать книгу мне так и не удалось.
Взвесив все риски, я решила попробовать издать книгу за свой счет. Но как не ошибиться с выбором? Традиционные издательства предлагали грабительские условия. Один из издательских домов предложил опубликовать книгу за 200 тысяч рублей, что было мне не посильно. Я уж было отчаялась, но на помощь снова пришел совет от моего коуча по писательству Анны Баганаевой. Она порекомендовала издательство электронных книг Ridero. Связавшись с издательством, я быстро получила ответы на свои вопросы. Под мой проект был найдет редактор, владеющей темой ЗОЖа. Дальше все шло как по маслу: редактура, корректура, подготовка фотографий, дизайн обложки, верстка, печать тиража, размещение в книжных онлайн-магазинах…
Работа над книгой «К чему приводит ЗОЖ: 15 лет невероятных экспериментов» у меня заняла в общей сложности 2 года. В этом году я номинировала книгу в литературной премии в области медицины и в премии МИРа. На этот шаг меня сподвигли отзывы читателей и бета-ридеров, которые имели доступ к тексту еще до его публикации.
Теперь я не просто журналист, блогер и пиарщик, но и автор книги. Я не могу передать словами то счастье, когда знакомые просят купить твою книгу с автографом! Мечты должны сбываться, даже если ты – самая обычная женщина.
Если статья была полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!