Ковыряясь в окаменевшем историческом шлаке, обнаружил интересный и очень специфический аспект йоги. Вообще-то, как оказалось, она не столько искусство правильно жить, сколько наука в правильный момент из жизни выскочить – куда-то туда, в безличную вечность, иже нет ни печали, ни воздыхания, ни, по правде говоря, самого выскочившего. Уйти вот так вот по щелчку пальцев, в тот миг, который ты сам сочтешь самым подходящим.
Чтобы так запросто сбрасывать телесную оболочку, следует достигнуть в этой жизни состояния мокша (или стать мокшей? Как там по-русски будет правильно?), то есть, посюстороннего всезнания и всевластия. Дело это непростое: главное тут вовсе не научиться заплетать себя в морские узлы и часами глядеть себе в пуп. Надо достичь просветления и способности погрузиться в нирвану.
Где-то полторы сотни лет тому назад бацилла йоги начала паразитировать на легковерии евро-американских интеллектуалов. В Лондон и Нью-Йорк у разнообразных гуру стало принято ездить на гастроли: человек в чалме привозил туда древние тайны, многозначительно молчал перед публикой (тайны ведь!), а потом отбывал на родину с полными карманами. Помните Остапа Бендера? Его аватар Йоканаан Марусидзе, сын Крепыша, был как раз в стиле эпохи: отовсюду веет бензиновой гарью, а публике хочется восточных благовоний и пряных сказок, можно – с эротическими сюжетными коленцами.
Вот тогда-то и родилось все то, из чего выросло шизофреническое разнообразие современной поп-йоги. Публику морочат изобретательно, с издевательским подходцем – ну, неловко благородным гуру отбирать у человека деньги, ничего не давая взамен – не велит устав треста «Питерс, Такер и сатана».
Тот же рассказ, но иллюстрированный видео:
Вот так, наверное, и появилась на свет «ГарриПоттер-йога»: это когда наставник выстраивает свою паству в ряды, каждый принимает воинственную позу и начинает орать что-то бессвязное, но грозное. Есть тантрическая йога, где участники упражнений разучивают асаны «пинаемый кот», «топающий слон», «орущая мартышка» и тд. Существует «дога», то есть, йога, где в упражнениях участвуют собаки;
«хога» - йога с лошадьми; «нога», то есть, «нагая йога» - где упражнения проделываются голышом; смехойога – где весь урок полагается непрерывно гоготать; аэройога – когда висят на канатах и асаны представляют собою воздушную акробатику.
В Калифорнии хорошо продается сейчас ганджа-йога, благо там легализовано не только медицинское, но и рекреационное использование каннабиса – тут хоть самокрутку человеку дают и мимолетное фармако-счастье. А в Германии хорошо продается «бир-йога» - то есть, пивная.
Подозреваю, дальнейшая специализация подарит нам «тогу» (ТВ-йогу, поза лотоса перед телеком), «гогу» - йогу для геймеров с асанами «тусклые глаза, скрюченные пальцы на мыши, мышечная атрофия» и тому подобное
Но настоящая йога совсем не про это. Предполагать, что она «для здоровья» - все равно, как практиковать «для здоровья» секс и считать, что это его единственное назначение. На самом деле асана, как я понимаю – это когда дух толкает плоть незримыми локтями и заявляет «я здесь главный!». Настоящий йогический успех – если душа затуркала свою телесную оболочку до состояния «Сделаю, что прикажешь, только больше не бей!».
Вот здесь и становится возможной «махасамадхи» - умение прекращать жизнь по собственному желанию и одной только силой воли, безо всякого насилия по отношению к носителю: так вот бросил взгляд в небеса - и душа по нмеу легко утекла в нирвану. Настоящие пижоны от йоги даже назначают точное время: «уйду в 13.15 по среднеевропейскому времени, 17-го мартобря».
В России известен один из таких титанов духа – Садхгуру Васудев. Его особенно любит Сбербанк и лично Герман Греф.
Благодаря этому последнему Садхгуру регулярно посещает обе столицы, где рассказывает слушателям о бренности сущего, о ничтожности мирских благ и бессмысленности стяжательства. Гонорар у него как у футболиста из основного состава «Ювентуса», поэтому человек знает цену своим словам – и мы ее тоже знаем. Но известен Васудев другим: тем, что его ученики легко преодолевают оковы земного и уходят, когда им в голову взбредет, в беспредельные просторы энергетического мира, где все во всем растворено. Садхгуру уже в 80-е годы был ярчайшей звездой духовного футбола – ну, или, если угодно, ударником медитативных достижений. В 84-м он прибыл с верной ученицей, которая приворожила его хрустальной чистоты кармой, в храм Дьяналинга: здесь он должен был освящать 4-метровый лингам.
Звучит комично – с подружкой прибыл на миропомазание 4-метрового нефритового… э-э-э... ну, вы поняли. Но ритуал был ответственным, а празднование помпезным. Проблема, однако, в том, что нынешнюю подружку гуру оттирала новая – обладательница не менее выдающейся кармы. Надо ж такому случиться, что поднадоевшая ученица, по счастью, достигла высочайших степеней просветления и решила внезапно совершить махасамадхи.
Она объявила об этом Васудеву и тот ее благословил: именно так все и было, что явствует из протоколов допроса гуру. Свидетели говорят, будто бедняжка 3 дня мучилась, что довольно необычно для просветленного, но потом сбросила плоть и ушла. Наставник останки подружки немедленно предал кремации, что тоже нечасто практикуют – оставленное владельцем в ходе махасамадхи тело является святым и чистым: его либо сохраняют в качестве храмовой реликвии, либо просто хоронят.
В общем, у полиции были к Васудеву вопросы, но гуру оказался другом ряда индийских премьеров, звездой йогического спорта и вообще святым – в общем, ему, конечно, пришлось на некоторое время уехать в Штаты с новой подружкой, но теперь он уже запросто гастролирует не только по России, но и по Индии. Васудев, безусловно, гуру, который на голову выше в духовном смысле всех других гуру: совершить махасамадхи самому – это, условно говоря, олимпийский рекорд, а подготовить ученика, на махасамадхи способного, - это как бы рекорд мировой.
Есть, впрочем, в новейшей истории йоги люди, который совершили махасамадхи сами, а не помогли в совершении этого духовного подвига надоевшим женам. Один из самых ярких этого образчиков стал Шри Ауробиндо. Он подался в йоги и активисты индийского освободительного движения одновременно. Оказалось, что тюрьма есть лучший инструмент самосовершенствования. Свой первый опыт погружения в нирвану Ауробиндо пережил именно в заключении. Это было достижение «умственного безмолвия» - когда ты, пребывая в камере, умудряешься полностью выключить свой мозг.
И наши-то камеры мало приспособлены для полной безмятежности: индийские для этого годятся еще меньше. Толчея, вонь судна, регулярное погромыхивание стальной двери, окрики вертухаев: довольно сложно все это вычеркнуть из воспринимаемой реальности. Ауробиндо даже не просто вычеркнул самою реальность — он заблокировал воспринималку. Долго ему сидеть не пришлось, но нирвана сократила индивидуальное время отсидки до считанных мигов. От этого до умения сбросить тело, как надоевшую тряпку, оставались сущие пустяки.
В декабре 1950-го он люто и мучительно захворал. При нем были врачи и ученики. Они вспоминают, что бедняга тяжело страдал, а потом впал в кому. Когда сознание, казалось, покинуло его на всегда, он вдруг произнес: «который час?». Свидетели вспоминают, что тут его лик начал источать сияние. Спустя некоторое время он начал отходить: ученики уверены, что это был контролируемый процесс — сияние-то не убывало. Оно сохранялось даже после того, как пропали все физиологические приметы наличия в великом йоге жизни: он не дышал, не фиксировалось сердцебиение, зрачки были недвижны.
Для фиксации махасамадхи есть одно только основание: сияние. Оно сохранялось еще несколько часов, а потом исчезло и тело обнаружило очевидные приметы тления. В общем, чудо здесь диагностируется лишь при наличии веры: а она тут была даже не с горчичное зерно, а размером с гору. Но, в отличие от истории с Васудевом, тут, по крайней мере, не уголовный кодекс сеет в наблюдателях сомнения, а просто наше маловерие. В этом смысле другой великий йог чудо махасамадхи явил гораздо весомо, грубо, зримо. Йогананда был не просто мучеником-подвижником-святым, но и поп-звездой.
Он основал в Штатах «Братство самореализации» и за 30 лет его сделал процветающим бизнес-предприятием. Сейчас у братства 500 храмов, причем, не только в Америке: хотя, конечно, есть явная его вина в профанации йоги на Западе — все эти доги, ноги, хоги появились на свет от неразборчивости отцов-популяризаторов. И вот в 1952-м Йогананда выступал на очередном банкете. После мелодекламации, в которой присутствовали Гималаи, Индия, снежные вершины, он трижды оглянулся, возвел очи горе — и рухнул, бездыханный.
С одной стороны, ему было уже под шестьдесят, а кончине предшествовал обильный фуршет. С другой стороны, он не раз предупреждал последователей, что преставится с именами Индии и Гималаев на устах. С третьей — главный пойнт махасамадхи состоит не в том, чтобы просто в произвольный момент скинуть тело, как ношенную перчатку: нет, хорошо бы объявить заранее день и час. А вот этого Йогананда как раз не сделал: в итоге, он вновь оставил нас, маловеров, в томительном неведении. С четвертой, извините, стороны — после ухода в нирвану он все-таки 3 недели оставался нетленным, чего никакая наука объяснить не в силах.
Но так же нельзя объяснить — с чего это вдруг человек, который всю жизнь искал денег и славы, решил уйти на пике успеха? Может, не сам таки, а просто организм поизносился?
В общем, материалисту позволительно поверить в то, что жизнь реально прервать одним только духовным воздействием, безо всякого самоизуверства, вроде задержки дыхания или принудительной остановки сердечной мышцы силой мысли.
Это странно, это необъяснимо, но, наверное, возможно. Увы, это никак не доказывает, что дух иноприроден и внеположен нашему миру: ни за что не проверишь — сама ли душа отсюда ушла или ее выгнали в потусторонность вульгарные физиологические неприятности, вроде ишемической болезни или спазма сосудов? Вот и гадай: йога — она для укрепления здоровья или все-таки инструмент, который помогает эфирному телу доказать телу физическому «кто в доме хозяин».
Подписывайтесь, лайкайте, буду благодарен