Найти тему
КЛЕВЕР КЛИО

Замуж за идиота: Екатерина II и Петр III

Читать часть 1: "Замуж за троюродного брата: Екатерина II и Петр III".

«Если бы он хотел быть любимым, это было бы для меня не трудно: я от природы была склонна и привычна исполнять свои обязанности, но для этого мне нужно было бы иметь мужа со здравым смыслом, а у моего этого не было».

Коронационный портрет российского императора Петра III. Художник: Лукас Конрад Пфанцельт. 1761 г.
Коронационный портрет российского императора Петра III. Художник: Лукас Конрад Пфанцельт. 1761 г.

Говоря о личности Петра III и его увлечениях необходимо отметить, что они должны вызывать интерес врачей определенного профиля.

Вот некоторые примеры его странностей и фантазий, которые сложно обозначить нормальными для психически адекватных людей.

  • Согласно «Запискам» Екатерины, ее супруг часто увлекался тем, что играл в куклы. Он играл по ночам в «игрушки, куклы и другие детские забавы, которые он любил до страсти», днем это пряталось под супружескую кровать, дабы не проведала императрица. Он играл не только сам, но и заставлял принимать в играх участие Екатерину и ее фрейлин.
«Вся кровать была покрыта и полна куклами и игрушками, иногда очень тяжелыми». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/
  • Еще одной страстной забавой наследника были игры в солдатиков, их у него было бессчетное множество. Петр III расставлял их на столах, которые занимали почти всю комнату и самозабвенно предавался игре.
«Мой милый супруг вовсе не занимался мною, но постоянно играл со своими слугами в солдаты, делая им в своей комнате ученья и меняя по двадцати раз на дню свой мундир». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/
  • Будучи фанатом военного дела, он часто муштровал все свое окружение, включая служащих и прислугу. Он производил с ними военные учения, назначал караулы и заставлял маршировать по коридорам дворца. Дошло до того, что он даже выписал себе военный отряд из Голштинии, который целыми днями изводил своей муштрой.
  • В один период увлечением великого князя было буквальное издевательство над собаками. Он поместил свору из десяти охотничьих собак за перегородкой в супружеских покоях, и занимался дрессировкой почти круглосуточно. Дрессура была своеобразной: сильными ударами кнута Петр заставлял собак гоняться из одного конца комнат в другой. Тех псов, которые уставали, или отставали, князь строго наказывал, отчего те сильно визжали. Обращение с собаками было действительно жестоким, вот как описывает одну из таких сцен Екатерина:
«<…>Я увидела, что великий князь держит в воздухе за ошейник одну из своих собак, а бывший у него мальчишка <…> держит ту же собаку, приподняв за хвост. <…> великий князь бил эту несчастную собачонку толстой ручкой своего кнута; я вступилась за бедное животное, но это только удвоило удары». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/
  • Другой случай нездорового сознания: однажды наследник Российской империи в своем кабинете устроил военный суд над крысой, которую приказал повесить. «Уголовное преступление» со слов Петра заключалось в том, что крыса «перелезла через вал картонной крепости, которая была у него на столе в этом кабинете, и съела двух часовых на карауле, сделанных из крахмала».

Отношения между супругами.

Картина "Великий князь Петр Федорович, великая княгиня Екатерина Алексеевна и паж". Художник: Анна Розина де Гаск. 1756 г.
Картина "Великий князь Петр Федорович, великая княгиня Екатерина Алексеевна и паж". Художник: Анна Розина де Гаск. 1756 г.

Поначалу немецкая принцесса, пыталась нравиться великому князю, рассчитывая на полноценную семью с уготованным ей судьбой избранником.

Но жених не испытывал к Екатерине совсем никаких чувств, и искал различные поводы, чтобы лишний раз с ней не встречаться:

«Он приходил по вечерам на несколько минут ко мне, но безо всякой охоты; наоборот, всегда был рад найти какой-нибудь предлог, чтобы отделаться от этого и остаться у себя, среди своих обычных ребяческих забав». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/

Все посещения великим князем невесты окончились еще до венчания:

«Он велел одному из слуг прямо сказать мне, что живет слишком далеко от меня, чтобы часто приходить ко мне; я отлично почувствовала, как мало он занят мною и как мало я любима». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/

Венчание никак не переменило отношение Петра III к своей супруге:

«Я очень хорошо видела, что великий князь совсем меня не любит; через две недели после свадьбы он мне сказал, что влюблен в девицу Карр, фрейлину императрицы. <…> Он сказал своему камергеру, что не было и сравнения между этой девицей и мной». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/

Поэтому, спустя короткое время Екатерина решила для себя:

«<…> если ты полюбишь этого человека, ты будешь несчастнейшим созданием на земле; по характеру, каков у тебя, ты пожелаешь взаимности; этот человек на тебя почти не смотрит». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/

В дальнейшем, в 1774 году в переписке с Потемкиным, Екатерина отмечала следующее:

«Бог видит, что не от распутства, к которому никакой склонности не имею и естьлиб (слово самой Екатерины – прим. автора) я в участь получила с молода мужа, которого бы любить могла, я бы вечно к нему не переменилась…». / «Чистосердечная исповедь»/

Великий князь был очень переменчив и имел много пассий среди двора, как только ему переставала нравиться одна, он тут же увлекался другой, и обо всех своих фаворитках и чувствах к ним сразу же рассказывал законной супруге.

«<…> Влюблен он был постоянно и ухаживал, так сказать, за всеми женщинами; только та, которая носила имя его жены, была исключена из круга его внимания». /«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»/

Муж и жена не спали вместе и были друг другу почти посторонними людьми. Вместе с тем, Петр Федорович часто обращался к Екатерине за советами, порой в очень важных и даже государственных вопросах, иногда обижался на нее, если та выражала несогласие с его взглядами, но рано или поздно, по выражению Екатерины «переставал дуться» и вновь приходил за советами.

Первое время после свадьбы, вместо того, чтобы заниматься вопросом о рождении наследника, Петр III заставлял жену по ночам учиться обращению с оружием и попеременно с ним стоять «на часах» у дверей.

Узнав об этом, Елизавета была страшно разгневана, поскольку более всего она требовала от молодых рождения наследника для России. А между тем все эти «игры в бирюльки» продолжались долгие 8 лет.

Императрица ждать более не могла, и по совету великого канцлера графа Бестужева, «дала свое добро» на рождение наследника от другого достойного мужчины, коим оказался Сергей Салтыков.

Читайте также: "Любовники Екатерины II"
Картина: "Портрет великого князя Павла Петровича в классной комнате". Художник: В. Эриксен. 1766 г.
Картина: "Портрет великого князя Павла Петровича в классной комнате". Художник: В. Эриксен. 1766 г.

В настоящее время доподлинно не известно, от кого был рожден Павел Петрович:

  • С одной стороны, сама Екатерина в своих «Записках» ни разу не упоминает о какой бы то ни было близости с мужем, отмечая, что беременности взяться было неоткуда. В то же время она очень подробно и с чувством переживания описывает роман с Салтыковым именно в период перед рождением ее первенца.
  • С другой стороны сбивает с толку тот факт, что Павел внешне походил на Петра III и имел много его привычек и черт характера.

Финал супружеской жизни.

В то время, как Петр Федорович играл в солдатиков, Екатерина развивалась умственно и обрастала нужными связями, постепенно готовя себя к российскому престолу. Да, она не имела никаких законных прав на трон, но имела больше поддержки и расположения, нежели эксцентричный наследник-русофоб.

Таким образом, уже к моменту смерти Елизаветы у Екатерины все было готово к перевороту, оставалось только решиться.

Решение созрело уже после начала царствования императора Петра III. Все организовали быстро: уже через 186 дней после начала его правления соратниками Екатерины II при поддержке офицеров гвардии был осуществлен дворцовый переворот, новой императрице присягнули гвардейские части.

Портрет Екатерины II. Художник: Ф. С. Рокотов. 1763 г.
Портрет Екатерины II. Художник: Ф. С. Рокотов. 1763 г.

А далее:

Екатерина зашла в светлую залу дворца в Ораниенбауме, где лицом к окну стоял растерянный император. Она осторожно развернула его себе, и, посмотрев прямо в глаза, твердо сказала: «Ты больше не император, Петр Федорович. Прости».

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Вам также может быть интересно:

Несостоявшаяся Екатерина III: как любовница стала женой императора

Исторические неточности сериала «Великая», с цитатами из дневника Екатерины II

7 лучших платьев Екатерины II

Незавидная судьба ребенка – российского императора Ивана VI Антоновича

Подпишитесь на канал КЛЕВЕР КЛИО и читайте еще много исторических статей!
Если статья понравилась оцените ее лайком!
Автору важно ваше мнение, высказывайтесь в комментариях!