Найти тему
Я размышлял

Всё ради Путина? Разбираемся с поправками к основному закону

источник - Википедия
источник - Википедия

Приветствую!

Я устал наблюдать за тем, что происходит в публичном информационном поле на тему поправок в нашу Конституцию, и решил высказать свою точку зрения по этому вопросу. В рамках этой стати я кратко изложу основные изменения в основном законе, а также выскажу свое мнение относительно того, кто является бенефициаром всех этих правок. Если вам не интересен текст поправок или вы его уже видели, то советую перейти сразу к выводам. Ну и самое главное: вы сможете высказать свое мнение, я с удовольствием с вами подискутирую. Итак, поехали.

Суть изменений

На сегодняшний день основной закон РФ поделен на два раздела. Первый раздел состоит из 9 глав, в каждой главе содержится несколько статей. Правки были внесены в главы 3, 4, 5, 6, 7, 8 первого раздела.

Глава 3 посвящена федеративному устройству. Суть изменений здесь в закреплении традиционных ценностей народа РФ, установление статуса русского языка, как языка государствообразующего народа, закрепление различных исторических фактов и так далее.

Лично мне поправки в эту статью кажутся наиболее "скользкими", так как они размазано сформулированы и в целом имеют множество различных интерпретаций.

В главе 4 закреплены основные положения, связанные с президентом РФ. В результате правок были ужесточены требования к кандидату в президенты. Например, теперь на пост можно вступить только гражданин не моложе 35 лет, не менее 25 лет проживающий на территории РФ. У него должно отсутствовать иностранное гражданство, отсутствовать счета или ценности в иностранных банках и так далее. Также теперь президент не может занимать свой пост больше двух сроков (раньше нельзя было занимать их именно подряд). В этой же главе в статье 81 фигурирует то самое положение, которое обнуляет сроки действующего президента (Путина). Кроме того, в эту главу внесены правки, связанные с переносом части власти президента к Федеральному собранию. Теперь президент не может просто так назначать любых федеральных министров, а обязан согласовывать такие назначения с Госдумой (исключение касается министров силовых ведомств, правда и там требуются консультации, но уже с Совфедом). Теперь президент может назначать не 17 сенаторов (членов Совфеда), а 30, 7 из которых могут быть назначены пожизненно (раньше это было невозможно). Также президент, прекративший исполнение своих полномочий, наделяется неприкосновенностью.

Делать выводы по этой главе обособленно от следующей считаю неправильным, поэтому смотрим дальше.

Глава 5 связана с полномочиями Федерального собрания (Парламента) РФ. Здесь ужесточаются требования к членам Совета Федерации (верхней палаты парламента). Например, теперь сенаторам запрещено иметь иностранное гражданство, иметь вклады и ценности в зарубежных банках и так далее. Аналогичные требования теперь предъявляются и к членам Госдумы (нижней палаты парламента). Как уже было обозначено в 4 главе, Госдуме передаются полномочия, связанные с утверждением кандидатур многих федеральных министров. Совет федерации теперь будет контролировать президента в части назначения высших прокуроров и их заместителей, а также руководителей органов власти, связанных с обороной.

В последних рассмотренных главах прослеживается тенденция к переходу власти от президента к Федеральному собранию. Окончательные выводы сделаю в конце статьи.

В главу 6 внесены правки, касающиеся Правительства РФ. Ужесточаются требования к членам правительства. Президент может назначать председателя Правительства, но после утверждения Госдумой. Председатель теперь в свою очередь может напрямую назначать членов правительства, но также после утверждения Госдумой. Раньше же ещё требовалось согласие президента. Кроме того в этой главе закреплены некоторые обязанности Правительства, связанные с развитием нашей страны, например: создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного действия на окружающую среду и тому подобные (ст. 114). Довольно размытые формулировки, конечно, но как есть.

Глава 7 посвящена судебной власти. Наверное, главные правки здесь касаются наделения Конституционного суда возможность принятия решения о исполнении решений международных судов. То есть, если такое решение будет признано противоречащим "основам публичного правопорядка РФ" (ст. 125, ч. 5(б)), то его можно не исполнять. Есть здесь и другие правки, конечно, связанные, например, с ужесточением требований к судьям, прокурорам и так далее, а также с правилами назначения тех или иных лиц судебной системы, но мы об этом уже частично говорили.

Наконец, в главе 8 постулируются положения, связанные с местным самоуправлением. Из интересного здесь увеличение роли государственной власти в части назначения и освобождения от должности должностных лиц местного самоуправления. Также вводится понятие публичной власти, в которую включается государственная и местная власть.

На самом деле это далеко не все правки, но я постарался изложить основные. Полный список в виде сравнительной таблицы вы можете посмотреть здесь.

Выводы

Пришло время ответить на главный вопрос: зачем нам все это надо? Кто выиграет от всех этих поправок? Уверен, большинству ответ на этот вопрос кажется очевидным: ну Путин же, ведь его там обнулили, как модно сейчас говорить. Дело в том, что я не согласен с тами выводами.

Путин пришел к власти в конце 90ых годов, когда страна была в небывалом упадке после развала СССР, усугубленного (можно спорить, конечно) правлением Бориса Николаевича Ельцина. В те тяжелейшие годы под вопросом было не просто процветание России, но и ее дальнейшее существование. Тогда было необходимо принимать быстрые и эффективные решений. Это было делать крайне трудно из-за неповоротливости сложившейся тогда политической системы, усугубленной вросшими в нее разного рода олигархическими лобби. Нужна была централизация власти и со временем это было сделано. Сейчас всем очевидна высокая степень лояльности Парламента президенту. И вот подошло время последнего срока Путина. Какие варианты мы видим дальше? Ну, допустим, поправки были внесены ради того, чтобы Путин вновь переизбрался. А дальше что? Все смертны и Путин в том числе. Рано или поздно ему просто придется оставить свой пост. И он оставит страну без альтернативных кандидатов в президенты, люди проголосуют за первого попавшегося крикуна, доверие к власти упадет ниже плинтуса, а иностранные государства и частные инвесторы унесут отсюда ноги. В итоге хорошего ничего не будет.

Этого хочет Путин? Как бы там ни было, но он участвовал в "строительстве" страны 20 лет, и он точно не заинтересован в демонтаже всех своих достижений. Я думаю, что поправки нужны для того, чтобы люди могли принять осознанный выбор на следующих выборах (простите за тавтологию), а не просто выбрать первого попавшегося. Думаю, в эти 4 года мы увидим рекламу различных кандидатов и развитие политической системы. Так же думаю, что худшим вариантом для Путина было бы именно переизбрание, ведь это бы означало, что так и не появилось достойных кандидатов. Он устал, и это видно, но не хочет оставлять все так, как это сделал Ельцин. В этом главный смысл "обнуления". На мой взгляд, такая точка зрения подтверждается другими поправками. В Конституции, по сути, закрепляется идеология Путина, чтобы у следующего президента не было возможности резко сменить курс страны в невыгодную или непопулярную в обществе сторону. Иначе зачем вводить неприкосновенность? Зачем все эти идеологические поправки в 3 главе и других? Именно для этого. Ослабление власти президента и усиление контроля над действиями власти со стороны Конституционного суда призвано смягчить трансфер власти, сделать его более предсказуемым, как для граждан РФ, так и для иностранных лидеров.

Конечно, все вышесказанное является только моим мнением, время покажет, кто прав, но я готов обсуждать это в комментариях.