В недавние (но б/м логичные) времена охотой и особо охраняемыми территориями (далее – ООПТ) управляло одно ведомство. (Главоохота, кто не знает*)
Обсудим историю, нынешнее положение и конфликт охоты - с ООПТ. В ряду окружающей нас сегодня нелогичности (так случайно получилось). Неуправляемости. В режиме разрушения - то есть.
Почему в заголовок вынесены заповедники – начиналось все с них.
В прошлые века Пущи лепились, чтобы потешить императора. Протокол соблюсти. Приблизить-отдалить лизоблюдов. Удобнее гос.вопросы порешать. Может и челядь испытать на гону, травя волчка. Что делать. Это природа человека власти и смертной скуки вокруг него и нее.
Так вот - основные настоящие заповедники были созданы задолго до Главоохоты. Первый - в 1912 году.
Их смысл был в сохранении репродуктивного стада соболя, шуба из которого тогда стоила как паровоз.
Предполагалось, что с таких участков соболь станет расселяться в охотничьи места. Среду заповедники сохранили, но как источник расселения – подкачали. В стабильной среде без изъятия популяция старела и уже не размножалась, только место занимала.
Вкратце: После неудачной затеи с расселением была придумана разумная и блестящая новая цель заповедников – как эталонных участков природы. Слава богу, что большинство заповедников создавалось в недоступных и неудобных для «освоения» промышленностью местах. Потому почти не пострадали.
Удобные участки от заповедников отрезали при Хрущеве, кажется. И вырубили-выкопали.
Процесс этот (адаптации заповедников к обществу) продолжается и нынче. Не так разрушительно. Через туризм, например.
Что вызывает у заповедной системы сильное потрясение и несогласие**. Почему – (а) трудно и (б) работать надо (с одной стороны) и (в) турист будет под ногами болтаться, всюду лезть, га-дить, вопросы задавать, много видеть – (с другой).
Братия эта обидится на меня, конечно, но взяв себя за место, где сердце должно – она это не может не понимать. Но не о том и не о ней (братии) речь.
При Советах просто и быстро реализовывали любую идею, затею, проект. Насмотревшись на заповедники, потом и другие ведомства захотели себе закрытых территорий.
Ихтиологи, рыбаки, охотники, ученые, лесники. И им далось вволю – заказники – охотничьи, водные, ихтиологические, ботанические. Лесники придумали себе генетические резерваты, комплексные заказники и т.п.
Великий смысл был, пожалуй, только в водоохранках вдоль рек, их притоков и вокруг болот.
Правда время водоохранок совпало с периодом, когда все они были вырублены у сплавных рек.
Заказники (с номинальной охраной) исключали территории из рубок и «освоения недр» и тем эти участки сохранялись лучше заповедников (потому что бесплатно для бюджета и без охраны, которая пожалуй, тоже вредит, а вот охота и рыбалка в заказниках среде не вредила).
Не скажу, что в водохранках все было красиво и правильно. Потому что на каждое ограничение существует группа инспекций, которым тоже скушно. И надо палки рубить. И которые местами сделали незаконными строения на берегу рек, например. Жажда штрафовать - она такая.
А что же (внеотраслевые) советские чиновники – неужели они были в стороне от ООПТ, «проедающих бюджеты без выхлопа»***? Если бы.
Чиновники стали постепенно «усваивать» и территории ООПТ. При отмененных вольностях. То есть процесс происходил не на глазах публики.
А может быть, вольности отменили лишь для среднего звена чиновников – чтобы тем было куда стремиться. По ступенькам карьеры. Или ранее чиновники были не такие? Тут - не знаю – не обращали мы на них тогда внимания – мало их было. Незаметен был их подъем по лестнице в небо. К корыту. Да и рот им не позволяли открывать. И раздражать народ тоже. Нет-нет да и сажали особо ретивόго. В назидание оставшимся. С сорванной крышей на почве всемогущества. За рыбалку в нерест, например.
Почему времена те были логичные – потому что логика распространялась на государство, общество и природу. И специальная логика - отдельно для олигархата, отдельно для банкиров, остатки логики - для народа - не выдумывалась.
Это нынче логика распространяется только на деньги. Что делать – «лучший» строй подразумевает только бабки. И люди, природа и ООПТ ему нужны, пока они несут бабки. То, что можно продать. Сейчас или потом. А не забирают бабки. Время такое.
Оно и настораживает.
При начинающем капитализме, кстати, и туристам захотелось своих специальных территорий. Им дали парки. Это позже подзабыли – зачем. И в парках запретили рыбалку и охоту. По примеру заповедников. Бывает - ошибаются. Иногда и человек приходит не туда, куда направлялся.
Так что же конфликт охоты/ рыбалки и ООПТ? Предположим.
В максимально критичной ситуации, когда бюджет может бросить ООПТ на произвол (потому что денег не хватит и чиновникам). Все ярые охранители и исследователи природы, на зарплате, убегут в удобные места. Не для того их мама родила (с).
Останется пара – тройка энтузиастов, которым некуда бежать, будут капусту с картохой сажать, ягоду брать и сорную рыбу ловить, толочь ягель к муке. И бесплатно сдерживать поток голодного населения. Бросившегося на ООПТ как резерв еды. Ну, или какой олигарх согласятся принять заповедники под свое крыло и забором ограничит.
Потому, когда слушаете - читаете какой бред о том, что система ООПТ сложена испокон и навсегда, богом, для каких то высших целей - креститесь. Резерваты они от слова резерв.
При менее критичном развитии событий - сокращении бюджета ООПТ - их сотрудникам придется придумать способы сохранить среду в условиях дефицита бюджета. Где туризмом, где охотою с рыбалкой. Уже сейчас придумать. Если они все-таки хотят сохранить ООПТ. Эволюция она упрямая. А при капитализме возможна лишь миграция ООПТ к большим карманам. Несмотря на наивность стариков, надеющихся на реинкарнацию Главохоты.
*-нынче, все старые «спецы» плачут во всех изданиях за возрождение главохоты – это наименование приобрело мистическую силу и оно упоминается всюду - примерно этак: «вот вернется главохота, вот тогда всех построит и все станет правильно…» – не верьте – кровати хорошо двигать, когда в них специалисты-энтузиасты, ну, или новые люди, да и что такое «правильно» - никто и не знает
**-Не имею в виду «олимпийский туризм», когда территория ООПТ просто отрезается и запиливается (понятно, что обоснованно – для высших спортивных целей)
***-это суждение об ООПТ от федерального чиновника, и, надо сознаться, наблюдение его было не лишено оснований