ВПР – это всероссийская проверочная работа, если вдруг кто-то не в теме. Едва появилась эта работа в конце года, как сразу раздались проклятия и очередные возгласы о том, что детей хотят сделать тупыми, что это ужас и кошмар, не надо нам никаких ВПР, без нее нормально жили. В этом году из-за пандемии работу отменили, но грозятся провести ее в сентябре.
Так что же такого ужасного в этой ВПР?
Я не буду говорить о работах по всем предметам, буду говорить только о том, с чем работала, то есть о ВПР для начальной школы по русскому языку, математике и окружающему миру и работах по русскому языку во всех остальных классах.
Так вот я, наверное, скажу крамольную мысль, но ВПР – это мини-экзамен, который проверяет, насколько дети усвоили программу. Причем эта работа проверяет по минимуму, во многих гимназиях и лицеях дети знают на порядок больше.
Нужен ли такой экзамен? Конечно, нужен. Во всех учебных заведениях, где высокое качество знаний, в конце года обязательно проводится экзамен. Это контроль. А в нашем случае самопроверка, я бы сказала, потому что ВПР не влияет абсолютно ни на что и даже если ребенок все напишет на 2, его благополучно переведут в следующий класс.
Более того, ВПР постепенно подготавливает к экзамену ЕГЭ: учит работать с текстом, проводить анализ слова, предложения, осмысленно применять правила и так далее. По сути, если ребенок на высокий балл написал все ВПР, то никакой ЕГЭ ему не страшен. Он знает все и на достаточном уровне.
В 4 классе самая страшная ВПР по окружающему миру. Тут проблема в сознании учителей. 4 года предмет воспринимается на уровне изо, в крайнем случае – литературного чтения. То есть ребенка не учат запоминать научные факты, составлять устные научные сообщения (про письменные вообще молчу, максимум – распечатать информацию из Интернета), а потом – бац! – ВПР, на которой все это спрашивают.
Что же плохого в ВПР?
1. И самое главное. Очередное очковтирательство. Каждому педагогу раздаются инструкции: не должно быть много пятерок и много двоек. И в том и в другом случае это грозит проверкой. Поэтому работы поправляются и подравниваются. Хотя эта проблема лишь следствие другой глобальной проблемы: ранжирование школ, рейтинг, согласно которому распределяется финансирование. Ради хороших баллов в этом рейтинге в школе не должно быть не только второгодников, но и даже учеников с текущими двойками в четверти. Большинство педагогов уже вкусили, что это значит. Дети, которые понимают, что на 4 не тянут, а тройку им и так поставят, перестают учиться вообще. Но это я отвлеклась.
2. Ошибки. Не знаю, на какой коленке и за сколько часов сочиняются эти работы, но, пожалуй, не могу вспомнить ни одной, где не было бы досадных ошибок. Это очень печально.
3. Из-за ужаса перед родительским гневом, проводя ВПР, мы тысячу раз заверяем родителей, что работа НИ НА ЧТО не влияет. И это факт. Но ведь результатом этой успокоенности получается то, что родители абсолютно не переживают, что ребенок получил 2. А ведь это звоночек, что есть серьезные пробелы в знаниях, что ребенок год просто протирал штаны, в голове не задержалось ничего. И лучше бы волноваться об этом в 4 классе, а не в 9 перед экзаменами.
А какой у вас опыт с ВПР? Как вы думаете, нужна такая проверка? Почему?
Делитесь вашими историями darkina_alona@mail.ru