Швейцария - страна с удивительной историей. Сегодня Швейцария ассоциирует с высочайшим уровнем жизни, безопасностью, отсутствием войн, банками, качеством и т.д. и т.п. Но далеко не всегда так было: к началу 16-го века Швейцария представляла собой печальное зрелище. Изменил картину, притом радикальным образом и в кратчайшие сроки, заезжий иммигрант - француз, "еретик" (протестант), бедный пастор, беженец, устроившийся на работу библиотекарем - Жан Кальвин. У него было то, чего ни у кого не было - видение курса, четкое, систематическое понимание того - что нужно делать.
Перестройка по-Швейцарски
А у швейцарцев нашлось достаточно мудрости послушать его. И страна пошла на самую капитальную "Перестройку" в истории - изменения, принесшие невероятные результаты. Наше "перестройка" по сравнению с ней - это всего лишь распродажа страны на барахолке, за бутылку водки.
Я много лет преподаю историю Жана Кальвина, женевского реформатора, и каждый раз все больше и больше поражаюсь именно тому, как удивительно точно - как швейцарские часы - он наладил механизм работы общества. Я, как богослов, могу не соглашаться - и не соглашаюсь - с чем-то из богословия Кальвина, но его я постараюсь и не касаться. А вот к его организации общества неплохо было бы приглядеться. Вот я и сделаю первый маленький шаг.
Швейцария до Кальвина
Если кратко представить ситуацию в Швейцарии накануне приезда в нее Кальвина, то это была очень печальная картина. Швейцария и прежде не блистала экономикой, и только в горных деревнях у людей был достаток. Экономики, производства, экспорта - как таковых не существовало. Единственным ресурсом на экспорт были швейцарцы, которые нанимались в армии самых разных господ, а отслужив в общем не такой долгий срок службы возвращались в Швейцарию с большими деньгами и на этом держалась "экономика". Деньги эти бывшие наемники тратили как все бывшие наемника всегда и во все времена - в барделях. Этот бизнес процветал.
Ну и соответственно процветали чиновники, местные олигархи и особенно католический епископат, которые получали хороший процент со всего этого. Остальные люди с трудом перебивались. Более всех процветал епископ и церковь, в ту пору еще католическая. Люди ни за что так щедро не платят, как за отпущение грехов, а у вернувшихся с деньгами на родину швейцарских наемников все грехи были проплачены на сто лет вперед.
И все же - нищета в народе. Да еще и годы неурожая. А поверх этого - еще волна беженцев из Франции, в которой протестантов (гугенотов) просто вырезали католики. В Швейцарии были толерантнее и ценили французов, как хороших рабочих, а потому пускали. Вот ведь парадокс - французы были тогда еще более надежными и мастеровитыми, чем швейцарцы!
А кроме того - еще война между кантонами. Швейцария, если вы помните, состоит из кантонов, и между ними велись религиозные войны. Часть кантонов приняла Реформацию, часть осталась католической. И мирно им не сиделось. Пока не приехал Жан Кальвин.
Я могу часами описывать ситуацию в Женеве накануне приезда туда Кальвина, но вы уже уловили главное. Добавлю лишь, что по городу патрулировали женщины легкого поведения, орудовали карманники, местные банды, а ночами на улицы города было страшно выйти, потому что всю ночь шли пьяные танцы, на улицах забавлялись солдаты. Которым лучше было не попадаться на глаза: у них проплачены были и грехи, и с полицией все проплачено. Такая вот Женева!
Появление Кальвина
В конце августа 1536-го года, вынужденный ехать в Страсбург обходным путём, Кальвин, скромный пастор-изгнанник, без церкви и без денег, остановился на ночлег в Женеве, планируя остаться там только на одну ночь. Но так как, несмотря на его молодость, статьи и проповеди Кальвина были известны кружку лиц в Женеве - они прислали к нему ночью делегацию. Которая и упросила его, пригрозив Божьим судом, остаться в Женеве.
И Кальвин остался, получив скромную должность библиотекаря и минимальный оклад. Он был иммигрант, без денег, без связей, почти без прав - но с четким видинием того, что надо делать.
Через несколько недель после прибытия, в октябре 1536 года, состоялся публичный религиозный диспут на который пригласили и Кальвина. Диспут начался 1 октября, на обсуждение было вынесено 10 вопросов, которые заключали в себе основные предложения по реформе в церкви. В Женеве можно было быть и протестантом, и католиком, но католиков было намного больше. Но вопросы в Женеве решались не кулаками на улице, а на таких вот открытых советах, и на городских советах.
Так вот, на этом первом совете Кальвин одержал неожиданную победу - когда, казалось, город решил вернуться к католичеству, и к отправке большего числа солдан в наемники, с обложением их большим налогом. Кальвин же предложил строить общество по принципам, заповеданным в Священном Писании. На это представитель католической церкви заявил, что протестанты отвергают отцов церкви.
В ответ на это Кальвин объявил, что протестанты не только ценят их больше, чем католики, но и лучше их знают. Подтверждая это, он выстроил доказательство на основе трудов отцов церкви, процитировав выдержки и места цитирования наизусть. Он представил такое ясное видение пути развития общества, что его выступление оказалось поворотным в судьбе города и страны.
Принцип Кальвина
Я не буду утомлять вас тут всеми этапами того большого пути, по которому повел, и в краткий срок провел страну Кальвин - преобразив навсегда. По этому вопросу у меня есть целый академический курс для студентов-докторантов. Скажу только о самом главном из того, что он сделал. Начну с того главного принципа, который был положен в основу нового общества. И, друзья, я не утверждаю, что Швейцария до сих пор верна этому принципу. Нет. Но даже по инерции - она еще получает от него дивиденты. В чем же он?
А в том, чтобы показать людям, что они лично ответственны перед Богом, и что целью жизни - а также гарантом спасения и естественной жизнью христианина - является служение Богу посредством служения обществу, служению людям. Кальвин, сын высокопоставленного католического администратора, секретаря епископа, показал всему обществу, что в глазах Бога служение прачки может иметь не меньшее значение, чем служение епископа.
Кальвин всем показал простую вещь. Он показал, как католическая церковь повсюду твердит всем, что деньги - зло. А сама при этом только и занимается, что стрижет деньги с народа и утопает в роскоши. Это создавало атмосферу, в которой людям не интересно было работать - не было ни морального, ни материального стимула. Деньги ведь - зло, и потому их не очень-то и хочется зарабатывать тяжелым трудом. А как заработал - так отдавай их в церковь, потому что деньги - это грех. Какой же дурак тут будет трудитья? Украсть где-то, урвать - это еще можно. А заработать - это скучно и грех.
Новое отношение к труду
Кальвин показал, что труд, и вознаграждение за труд - это великое благословение для человека, дар обществу от Бога, и дар человека Богу и обществу. Кальвин - гений пропаганды - в самом лучшем смысле этого слова. В течении двух лет появляются инструкции для каждой профессии: "Христианская прачка", "Божие судоходство", "Служение дворника", "Ответственность торговца", "Божий часовой" и т.д. Я читал некоторые из них - удивительно простые, правильные знания, умело преподанные.
Идея идеального общества по Кальвину состояла в том, что все люди служат Богу - не на страх, а на совесть - служа людям. А гарантом ее успеха он сделал обязательную успешность служения. Идея состояла в том - и состоялась! - чтобы показать людям на практике, что в верно организованном и функционирующем обществе честное служение людям, не может не увенчаться успехом, признанием и благоденствием, а нечестное и недобросовестное - будет непременно и систематически наказано. Честное и успешное служение людям - есть признак во-первых, духовно здорового общества, а во-вторых - спасенного, духовно здорового человека.
Из следующей публикации по этой теме мы увидим, какой простой и безотказный, как швейцарские часы, создал Жан Кальвин механизм организации общества. Мало того, что его идеалы и принципы общественного устройства оказались совершенно революционными и до сих пор являются не превзойденными в своей эффективности, но еще и механизм осуществления этих идей оказался не менее гениальным и простым. Но об этом надеюсь поговорить с вами в одной из последующих публикаций.
Заключение
В заключение хочу сказать, что Жан Кальвин, конечно, не является моделью Белого царя - фокуса моих публикаций. Но, как мне кажется, Белый царь устроит общество примерно по тому же принципу, по которому устроил его Кальвин. Если обозначить его еще короче, чем я уже обозначил выше в этой статье, то принцип этот сводится буквально к двум словам: Закон Божий.
Практически все аспекты организации общества Кальвин и его единомышленники соотносили с Законом Божиим и с теми принципами, которые они находили в Слове Божием. Конечно, это было нелегко и вызвало жесточайшую оппозицию со стороны самых высокопоставленных людей. Кальвин круто взял с места в попытке перестроить общество радикальным образом, начал свою реформу, но не пройдет и полгода, как его буквально выкинут из города либералы - или "либертинцы", как их тогда называли. То есть те, кто был элитой, и кто хотел продолжать жить в открытом грехе.
Они настроили против Кальвина горожан, и бедному пастору велели в течении трех дней убраться из города. А он был только рад. Он вообще не хотел быть в Женеве, не хотел заниматься общественно-политической деятельностью. Он был богословом и мечтал о том, чтобы писать книги по богословию. И он опять поехал в Страссбург, куда он и ехал ранее, остановившись "на одну ночь" в Женеве. Он был счастлив, и писал в своем дневнике, когда оказался в Страссбурге: "Я чувствую, будто вырвался из подвала, где меня пытали - на свободу!"
А Женева, тем временем, без Кальвина вернулась на круги своя. Богатые богатели и наглели, бедные беднели и вымирали. Несколько месяцев повеселились, разрушили экономику и порядок в городе наголову. Опять начались грабежи, убийства. Производство стало. Надвигался голод. Женевцы очень быстро поняли, что совершили страшную ошибку, прогнав Кальвина. И послали за ним. После сильных колебаний Кальвин решил вернуться в Женеву.
Отсюда и начинается его удивительная модель общества, которая вытащит Женеву из нищеты и междоусобиц, спасет народ от голода, сделает Женеву столицей всей Швейцарии и самым благополучным и процветающим городом в мире. И хотя сегодняшняя Швейцария далеко, очень далеко отошла от принципов, заложенных Кальвином, по инерции она еще является самой благополучной и богатой страной в мире. А о том, каким удивительно простым способом Кальвин почти молниеносно достиг этого процветаний - поговорим в следующей публикации.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.