Герои, злодеи и их мотивы
Добро и зло в сказочных и фантастических произведениях показаны довольно условно. Как правило, они отличаются по внешнему виду (зло уродливо, добро благообразно). Однако бывает любопытно присмотреться к мотивам героев и злодеев. Скажем, что такого ужасного, что такой-то колдун желает отобрать трон у короля? К чему устраивать кровавую резню с поголовным уничтожением приспешников колдуна и насаживанием самой головы колдуна на кол?
Чем этот колдун хуже короля? Не лучше ли им устроить открытые дебаты, а потом провести выборы (в сказках ведь бывают честные выборы)? Глядишь, и драк никаких не понадобится.
Читаю дочке сказочную повесть Александра Волкова “Огненный бог марранов”. Конечно, все вы знаете её сюжет: Урфин Джюс снова рвётся к власти, и с этой целью он отправляется к отсталому племени прыгунов или марранов и изображает из себя огненного бога. И тут всё сразу становится неоднозначно. Ибо Урфин Джюс не просто запугивает наивных марранов фальшивыми чудесами, но в прямом смысле приносит в их страну прогресс.
Вопрос к народам Волшебной страны
До прихода Урфина прыгуны не знали огня, ели сырую (засоленную) пищу, жили в шалашах. Урфин же подобно Прометею учит марранов обращаться с огнём, жарить мясо, печь хлеб, строить каменные дома. Конечно, всё это он делает не из гуманистических намерений, а ради собственных амбиций, но всё-таки добро прыгунам он приносит. И у меня сразу же возникает вопрос к другим народам Волшебной страны и их правителям, а почему они не попытались окультурить прыгунов, вывести их из варварства?
Обратите внимание, что все старые и новые правители Волшебной страны сидят в пределах своих царств и практически не пытаются вести какую-то международную политику, вообще не исследуют собственную страну. Они лишь реагируют на некие внешние угрозы: обороняются от нашествия деревянных солдат, пытаются выручить попавшую в плен к подземным королям Элли и т. д. В итоге инициатива всегда остаётся за злом.
Мне кажется, тут автор невольно воспроизводит установки советской власти на “построение социализма в отдельно взятой стране”. Сталин отказался от мировой революции, зациклился на внутренних стройках и в итоге проворонил гитлеровское нападение, а после войны СССР неизменно уступал инициативу США. Вот и Страшила занят копанием канала в целях повышения обороноспособности Изумрудного города и не следит за тем, что делает Урфин Джюс.
Фантастика и действительность
Отказ от международной повестки, от попытки помочь отсталым и нуждающимся народам приводит к тому, что эти народы оказываются во вражеском стане. И никакой натяжки тут нет. Всякий сказочник неизбежно переносит в свои фантастические миры черты окружающей его действительности.
Итак, Урфин Джюс оказывается невольным цивилизатором прыгунов. Кстати, войну он развязывает вынужденно – чтобы отвлечь внимание народа от лишений и противоречий. Да, Джюс принёс счастье не всем прыгунам: в первую очередь он улучшил жизнь знатной верхушки, а остальных заставил обеспечивать роскошь знати. Вполне знакомая картина: Волков описывает переход от первобытно-общинного строя к сословно-классовому обществу (рабовладение, феодализм).
Но опять же выходит, что Джюс лишь действует по законам истории: в сословно-классовом обществе были свои безусловные минусы, но всё-таки это был шаг по пути культурного прогресса. Так вот, чтобы отвлечь прыгунов от сословной несправедливости, он ведёт их в бой. Это отсылка к политике гитлеровской Германии, для которой война также стала единственным способом разрешить внутренние противоречия за счёт ограбления и порабощения других народов.
Сказка оказалась мудрее
В итоге Урфин, конечно же, терпит поражение, а марраны мирятся с другими народами Волшебной страны и интегрируются в их сообщество. Но выходит, если бы не война, народы Волшебной страны так и не почесались бы, а прыгуны вечно оставались бы дикарями, голодали и холодали в своих шалашах в бесприютных скалах. Понятно, что Волков вкладывал в сказку прямо противоположный смысл: он хотел восславить советскую политику и осудить всяких там милитаристов. Однако сказка переиграла сказочника.
Вот такие забавные выводы о войне как историческом наказании за отказ от мировой революции. Всем привет, читайте Волкова!
Хотите узнать, Что случилось?