Найти тему

Дмитрий Алимов, Frontier Ventures: «Лучшее, что может сделать российское государство для технологичного бизнеса»

Венчурный инвестор и предприниматель Дмитрий Алимов успел изучить российский, азиатский, европейский и американский рынки. В 90-е он ушел из  банка «Ренессанс Капитал» в венчур и занялся инвестициями в IT-компании и медиапроекты, в нулевые — стал топ-менеджером телеканала ТНТ и членом правления «Газпром-Медиа». В 2005 году Алимов занял пост управляющего директора компании «Амедиа», но разочаровался в производстве контента: этот бизнес выглядел интересно только снаружи. До 2010 года инвестор был управляющим партнером фонда ru-Net Ltd, а в 2011 создал Frontier Ventures — венчурный фонд на $50 млн для инвестиций в интернет-проекты. В портфеле фонда — крупнейший в России онлайн-кинотеатр ivi, сервис для подбора профессионалов Profi.ru, сервис бронирования столов в ресторанах Chope.com и другие проекты. В интервью Inc. Алимов рассказал,  как будут развиваться маркетплейсы, почему не стоит связываться с госденьгами в России и о сложностях постройки глобального бизнеса из Москвы.

Сила маркетплейса

Если посмотреть на портфель Frontier Ventures, складывается ощущение, что вы очень осторожно подходите к инвестированию. Вы вкладываете только в проекты с проверенной бизнес-моделью?

— У нас разная стратегия на развивающихся рынках и в развитых странах. В первом случае мы инвестируем в компании, использующие успешные бизнес-модели, которые сработали в США или на другом рынке. На развивающихся рынках это гораздо более эффективная стратегия инвестирования: заниматься инновациями там просто сложнее по целому ряду причин. Если говорить про развитые рынки, там у нас такого ограничения нет: мы инвестируем в оригинальные бизнес-модели, но все равно внимательно оцениваем риски. Например, маркетплейсы — это один из ключевых сегментов для нас. Бизнес-модель понятная, единственный вопрос — будет ли работать какая-то ее вариация на конкретном рынке.

Маркетплейсы — это настолько проверенная бизнес-модель, что их как будто слишком много.

— Ну вот вы какой примерно процент услуг — а их, думаю, десятки, — получаете через маркетплейсы каждый месяц?

Думаю, иногда до 20%.

— Отлично. Вы явно продвинутый пользователь. Но даже такой пользователь, как вы, может получать только 20% услуг через маркетплейсы, а менее продвинутый — примерно 5%. Если говорить о том, насколько маркетплейсы реально проникли в нашу жизнь, то мы видим, что это небольшая доля рынка. Кроме того, обычно это смесь маркетплейса и SaaS-tools (Software as a Service — программное обеспечение как услуга, — Inc.). Есть такая концепция — market network (гибрид маркетплейса и социальной сети, — Inc.). Это больше, чем маркетплейс, это место, где участники рынка хранят свой профиль, где очень много информации о них и где они могут контактировать с другими участниками рынка в очень удобном окружении. Там понятно, кто есть кто. У нас есть один сервис — Storyhunter, маркетплейс для видеопроизводства. Ваш коллега-фотограф мог бы быть его участником. Он мог бы создать профиль, из которого было бы понятно, чем он занимался, какие у него работы, какие есть отзывы о нем. Есть еще одна компания, австралийская Expert360, там основатели — две девушки. Это похожий сервис, но для консультационных услуг. С одной стороны там фрилансеры-консультанты, с другой — крупные корпоративные клиенты.

А крупные корпорации часто пользуются маркетплейсами?

— Если посмотреть на то, как компании покупают товары и услуги, то я сильно удивлюсь, если больше 10% бизнеса проходит через маркетплейсы. С учетом того, что это эффективный механизм потребления. Например, Expert360. Типичный клиент этого маркетплейса — P&G, крупная компания, которая тратит десятки миллионов долларов в год на консультации. И исторически эти бюджеты получали крупные консультационные компании типа McKinsey. Крупные компании готовы работать с фрилансерами, но это целая проблема для них. Фрилансера нужно где-то найти. Нужно понять, достаточно ли это компетентный специалист, найти отзывы. Нужно заключить с ним договор — а в огромной компании этот договор проверят 20 человек. Это все займет месяцы.

Поэтому все боятся социальных сетей. В Facebook можно найти вакансию, сотрудника, можно использовать дейтинг-сервис. То же самое пытается делать «ВКонтакте», которая запустила собственное платежное приложение и, кажется, собирается работать как маркетплейс с товарами.

— Да. Это в целом феномен, который должен вызывать у нас опасения. Это концентрация власти, и экономической, и политической, у небольшого числа технологических компаний. Facebook сделал для человечества много хорошего, сделал ближе миллионы людей по всему миру, но, несомненно, это такая естественная монополия. Такие компании будут все чаще привлекать внимание антимонопольных органов, уже привлекают.