В истории древнего поселения Лигово отражается история северо-западной части нашей Родины.
Север России от Балтийского моря до Уральских гор занимало финское и чудское население, которое разделялось на отдельные племена: около Финского залива жили ижора, водь, на северном побережье - карела (угро-финны).
Происхождение финских племен идет от глубокой древности. В первом столетии нашей эры Тацит, описывая быт народов, говорил о финнах: «не имея ни домов, ни коней, ни оружия, питались травами, одевались в звериные шкуры и кожи. Они укрывались под сплетенными ветвями. Суровая природа, скудная земля, но не были они дикими, была у них культура, города, языческая религия - они поклонялись силам природы. Самый могущественный бог - Юмала - бог неба, грома, молнии. Молились идолам, сделанным из глины».
Представление о быте финнов дает экспозиция « Нарвская застава». Теплая одежда была для финнов необходимостью, поэтому они охотились на пушных зверей: белок, лисиц, выдр, а также на лосей. Лосиное мясо заготавливали впрок, вытапливали жир, который использовали как лекарство и для технических целей. Финны хорошо знали лекарственные свойства растений и использовали их. И сейчас на берегу залива можно увидеть ползучий тимьян, пижму и шиповник.
Рыболовство было важнейшим занятием финнов. Известно, что недалеко от Лигово, в Автово, богатые уловы были весной и осенью. Во время наводнения вода смывала жилиша, которые строили или составляли из плетеней (плетенка из ивовых прутьев, обмазанных глиной). Такие жилища сносила стихия, но их и легко было восстановить! Весной по реке Лиге шел к заливу угорь, лосось. В заводях речки Хапоя ловили щуку, в заливе - плотву, корюшку. Рыбалка была богатая.
Мальчишки из Урицка, которым в 1949 году было лет по 10-12, ловили лосося и щуку в речке Ивановке. Сейчас, когда проходишь летом по берегу Ивановки, похожей на грязный ручей, с трудом верится в исторические описания и свидетельства жителей этих мест.
До 859 года финно-угоские племена (финны) были свободными. Но из-за Балтийского моря явились храбрые завоеватели — варяги, они наложили дань на водь, ижору. Владычество варягов длилось два года, пока их не изгнали славяне.
На северо-западе неоднократно сталкивались интересы шведов, немцев, славян. Это приводило к захватническим войнам, массовому переселению, смешению культур, уничтожению и ассимиляции коренного населения.
Веками за приневские земли шла борьба между Великим Новгородом, шведами и немцами. Шведский король Эрик, желавший обратить «туземцев» в католическую веру, послал своего зятя Биргера завоевать Новгород, но шведское войско разгромил Александр Ярославич в устье реки Ижоры 15 июня 1240 года. После этой битвы он стал Александром Невским, а шведы отступили.
Но при Иване Грозном они вернулись. В 1580-1581 годах шведский полководец Делагарди вошел в Карелию, взял Кексгольм и земли в Эстонии, и крепости Ям, Копорье. В 1583 году Ивану IV пришлось заключить перемирие со шведами, но русские города на южном побережье Финского залива оставались у врага.
Конечно, шведы оказали влияние на религию, культуру населения захваченных земель, происходило взаимовлияние культур, религий, языков, ассимиляция населения. С тех давних времён складывается многонациональный уклад жизни населения Лигово. Остатки старинной шведской крепости были обнаружены, по свидетельству историка Пыляева, в саду имения Мятлевых в Новознаменке. Она находится примерно на расстоянии километра от речки Ивановки, которая отделяет Лигово от Сосновой Поляны.
Река Ивановка начинается из ключей за железнодорожным полотном и протекает под мостом через проспект Ветеранов. Вдоль нее проходят улицы: с востока - Добровольцев, с запада - Здоровцева, не прямые, а извилистые, как бы повторяющие течение реки. Ключи, из которых берет начало Ивановка, еше в 1950-х годах были прозрачными. Жители улиц Заводской и Красных Зорь вспоминают, что брали чистую воду из небольших озер, образовавшихся на месте бьющих из земли родников.
Ивановкой речку назвали в XVIII веке в честь брата Петра I Иоанна Алексеевича. На уступе террасы недалеко от Петергофской дороги с 1714 по 1737 годы находился просторный деревянный дворец, принадлежавший вдове Иоанна Алексеевича Прасковье Федоровне. В километре от него, вверх по течению речки, поселили русских крестьян и назвали село Ивановкой. Древнее финское название реки - Хаба, на ее восточном берегу располагалось финское селение Хапайоки. Есть предание, повествующее о том, как общались русские крестьяне из Ивановки с финнами:
— Эй, Иван, — кричит финн, — как твоя капуста, выросла?
— Выросла-выросла, Вилхо. А как твой невод, рыба ловится?
— Мало-мало ловится, Иван.
На карте XVII века обозначена река Лига, впадающая в Финский залив. Ее называют также Дудергофкой, так как она берет начало из озер на Дудергофской возвышенности. Название «Дудергоф» (нем.) происходит от древнего саамского слова «дудер» - возвышенность, гора. Каково происхождение селения Лигово, сказать сложно. 1500 лет назад оно входило в состав новгородских земель, а еше раньше на этой земле жили чересполосно водь, ижора, славянские племена.
С XVI века шведы, вторгшиеся на юго-запад Новгородских земель, стали переселять сюда финнов, привносивших свою культуру, лютеранскую религию. На карте XVII века видно, что Лигово входило в приход Туутари. По названию реки было названо селение. Финское слово lika означало «грязь», вероятно, в дождливое время здесь было много грязи, или же много болот. Это соответствует и особенностям структуры нашей почвы: плодородный слой незначительный, а под ним пласты глины, не пропускающей воду и удерживающей ее над своим слоем. Поэтому до 1969 года территория Урицка была изрезана канавами, собиравшими избыток влаги с дорог, садов и огородов.
И еще существует легенда, связанная с топонимикой. У балтов есть традиция отмечать летом день Ивана Купалы: опускать на воду рек венки, прыгать через костер. Этот праздник имеет еше одно название — Лиго. Возможно, и воды чистой и быстрой реки в конце июня украшали венками, от праздника на берегах реки Лиги, возможно, и пошло название селения — Лигово.
Автор: Ткачева Т. А.