Выпуск и обслуживание банковских карт, а также доступ к колл-центру и мобильные приложения могут стать платными, если будут сохранены ограничения по комиссиям на эквайринг. Об этом говорится в письме Ассоциации банков России, направленном в правительство.
Также могут быть сокращены или отменены программы лояльности. Сейчас расходы на данные услуги и сервисы оплачиваются за счет межбанковских комиссий.
В марте ЦБ ограничил эквайринговые комиссии для онлайн- покупок до 30 сентября 2020 года.
В марте ЦБ впервые воспользовался правом ограничить эквайринговые комиссии на время пандемии коронавируса. На уровне 1% они были установлены для онлайн-покупок с 15 апреля по 30 сентября, а для медицинских услуг — с 1 июня по 30 сентября. (Известия)
Из-за снижения эквайринговой комиссии банки потеряют 10 - 15 миллиардов рублей за весь период действия ограничений, - говорится в письме.
«Снижение эквайринговых комиссий приведет к уменьшению стимулов для использования безналичных способов оплаты, поскольку банки-эмитенты будут вынуждены начать взимать деньги с потребителей за выпуск и обслуживание карт, использование платежных приложений, доступ к колл-центру. А также — сократить или отменить программы лояльности. Сегодня эти расходы субсидируются за счет межбанковских комиссий», — говорится в письме. Оценок, на сколько может подорожать клиентский сервис в банках, пока нет. (Известия)
Также в письме говорится, что банкам может стать невыгодным обслуживание компаний с оборотом менее 12 миллионов рублей безналичных платежей в год. А расходы на обеспечение работы терминалов по приему карт придется переложить на бизнес. Стоимость приема карт в таком случае может подорожать минимум на 3 - 5% в год.
По словам президента Национальной финансовой ассоциации Василия Заблоцкого, торговым точкам придется покупать терминалы для приема карт. Стоимость одного устройства он оценил в 20 тысяч рублей. Эти расходы продавец, особенно если он является субъектом МСП, переложит на покупателей.
Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков считает, что в случае сохранения ограничений банки сделают платными часть услуг, в том числе и мобильные приложения, т.к. "его необходимо поддерживать и постоянно обновлять". Но вероятность такого варианта все же меньше, чем введение платы за выпуск и обслуживание карт, поскольку через приложение можно предложить "широкий ряд функций, например оформление кредита".
По словам Войлукова, действующая в России бизнес-модель безналичных платежей отличается от европейской. Большинство услуг предоставляются клиентам бесплатно, поскольку они субсидируются за счет доходов от эквайринга. Благодаря этой модели в России на каждого человека приходится как минимум две карты, а доля безналичных платежей увеличилась с 25% в 2014 году до 65% в 2020-м.
Если пенсионеру или студенту в России придется платить за карту около 6 тыс. ежегодно, как в европейских странах, он предпочтет вовсе отказаться от безналичных платежей, — считает Алексей Войлуков. (Известия)