22 июня 2010 года одновременно в Мемориальном комплексе "Брестская крепость" белорусского города Брест и в Москве, в киноконцертном зале "Октябрь" состоялась премьера фильма "Брестская крепость". Режиссёр Александр Котт.
Сценарий фильм основан на книге известного советского писателя Сергея Сергеевича Смирнова, а также на многочисленных воспоминаниях немецких солдат и мемуарах генерала вермахта Гудериана. Практически все персонажи картины имеют реальные прототипы. Стремление авторов фильма к максимально тщательному, если не сказать скрупулёзному, следованию документальным источникам обеспечивает высокую степень достоверности фильма, что очень редко бывает с историческими, в частности, с военными фильмами.
Впрочем, при желании в любом художественном произведении можно найти определённое количество неточностей. Такое желание проявилось у военного историка с математическим образованием Алексея Исаева, который перечислил все найденные огрехи в рецензии, озаглавленной "Брестская крепость": кино и немцы".
Число стран, в кинотеатрах которых демонстрировался фильм "Брестская крепость", весьма ограничено: только бывшие советские республики, да Китай. В некоторых странах Запада фильм выходил только на DVD. В США фильм не был допущен даже на DVD: жесточайшая американская цензура не может позволить американцам знакомиться с фильмами об участии Советского Союза во Второй Мировой войне. Тем более, если фильм отличается такой достоверностью.
К идеологическим соображениям, которыми руководствуется американская цензура, примешиваются и сугубо коммерчески-протекционистские. Не случайно австралийский кинокритик Дон Гроувз, которому совершенно случайно довелось посмотреть "Брестскую крепость" на малоизвестном австралийском "Русском Воскресенском кинофестивале" в 2011 году, в своей рецензии, озаглавленной "Замечательная правдивая история о мужестве под огнем", написал: "Работая с относительно скромным бюджетом в 7 миллионов долларов, режиссер Александр Котт и его команда создали впечатляющую, глубоко волнующую картину, художественные достоинства которой могли бы конкурировать с любым произведением в Голливуде."
Но за исключением этого австралийского кинофестиваля и нескольких других, столь же мало известных, фильм был лишён возможности участия в международных зарубежных кинофестивалях. Но и в российских кинофестивалях фильм Александра Котта не добился успеха, который вполне заслуживал. Жюри фестиваля "Золотой Орёл" в 2011 году предпочло фильм "Как я провёл этим летом", а жюри "Ники" в том же году присудило победу фильму "Край". Отметим, что рейтинги на Кинопоиске обоих упомянутых фильмов-победителей не дотягивают даже до 7. Но, видимо, жюри российских кинофорумов руководствуются не мнением зрителей, а совсем другими критериями и "стимулами".
Обслуживает такие решения таких жюри, среди немногочисленных прочих, Виктор Матизен, на тот момент - президент Гильдии киноведов и кинокритиков России. В своей рецензии, озаглавленной "Первый совместный блин", написал о фильме: "Предельная ограниченность авторской позиции, похоже, связана с тем, что контроль над постановкой осуществляли, по слухам, пятнадцать генералов двух союзных государств, секретной задачей которых было не выдать зрителям военных тайн 60-летней давности. В результате основную часть времени фильма съедают мелкие стычки, в которых по вышеописанной причине царят шум, ярость и неразбериха, а также довольно навязчивые панорамы по полю боя, усеянному мертвыми телами." Вот такая принципиальность и вот такой профессиональный уровень российских киноведов и кинокритиков - обосновывать свои рассуждения слухами.
Однако, оценок, подобных той, что дал фильму Матизен, неизмеримо меньше, чем положительных отзывов. Хотя, конечно же, довольно много. Но всё-таки, в несколько раз больше примерно таких, как ниже приведённые.
Юрий Лущинский назвал "Брестскую крепость" "лучшим отечественным современным фильмом о войне".
Федор Обзоркин охарактеризовал его как "Один из лучших в постсоветской России фильм про Великую Отечественную Войну. Честный, зрелищный, без слезинок предателей, без рассуждений о конкретных человеческих судьбах."
По мнению Валерия Кичина "Фильм Александра Котта - прежде всего поступок. В эпоху тотального цинизма и отрицания режиссер возвращает на экран идею подвига, что само по себе отважно...Фильм "Брестская крепость" целителен: он возвращает нас от вздора помпезных героических выдумок государственного масштаба к не столь торжественной, но единственной человеческой правде."
Дмитирий Пучков ака Гоблин: "Фильм тяжёлый. Наверно, впервые лет за 20 по-настоящему серьёзный и правильный. Люди в зале плачут. Потому ни шутить, ни острить не хочется. Фильм "Брестская крепость" надо смотреть. Это хороший советский фильм."
А вот впечатление не критика, но простого зрителя: "я не помню ни единого раза, когда после премьеры все зрители (все до единого!) оставались на своих местах, как приклеенные. Идут титры. Одна минута, вторая, третья… а все сидят, не шелохнувшись. Потом – ... взрыв аплодисментов. Полотно экрана белеет, в зале загорается свет. Тогда все, ... в едином порыве начинают аплодировать. И только потом медленно поднимаются из кресел и бредут к выходу. Право, другого такого случая я не припомню."
По версии FilmGourmand'а фильм Александра Котта "Брестская крепость" с рейтингом 7,936 занимает 810-е место в Золотой Тысяче.
Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации канала FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.
Если у вас публикации канала FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.