ВАЗ 2101, более известный как Жигули, является одним из самых знаковых и важных российских автомобилей в истории. Он был создан в сотрудничестве с Fiat, а также стал самой первой моделью производителя автомобилей АвтоВАЗа. А 19 апреля исполнилось ровно пятьдесят лет с тех пор, как первый «жигулик» покинул тольяттинский завод.
Поездка на семейном автомобиле под названием Жигули началась 20 июля 1966 года. Тогда Советское правительство приняло решение о строительстве завода по выпуску легковых автомобилей мощностью более 600 тысяч штук в год. Новый завод должен был состояться в городе Тольятти, который лежит на левом берегу Волги. До 1964 года город назывался Ставропольем на Волге, но, по словам покойного генерального секретаря Коммунистической партии Италии Пальмиры Тольятти, ему было присвоено другое и все еще действительное название.
Новый автопроизводитель получил название «АвтоВАЗ», что означает «Волга», а также сравнительно дату открытия границы. 22 апреля 1970 года Советский Союз отметил 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина, и по этому случаю должно было начаться производство нового легкового автомобиля.
Что касается относительно устаревшей автомобильной промышленности, то Советы искали иностранного партнера для нового автопроизводителя, прежде чем принять решение о начале строительства. Внимание вскоре переключилось на две марки - Renault и Fiat. В обоих случаях они были популярными западными автопроизводителями, с другой стороны, во Франции и Италии коммунисты были относительно сильны в то время. Поэтому сотрудничество с этими брендами было политически приемлемым для Советов.
Среди прочего, поскольку итальянцы смогли показать советскому руководству уже готовый Fiat 124, в то время как французы предлагали Renault 12 еще в стадии разработки (впоследствии стала лицензироваться в Румынии как Dacia), выбор пал на них. Может быть, ирония в том, что сегодня АВТОВАЗ принадлежит французскому Renault. Однако вернемся к концу 1960-х годов. Сотрудничество с Fiat было согласовано, и в январе 1967 года началось строительство нового завода.
В то же время советские дизайнеры в сотрудничестве с итальянскими коллегами начали работу над модификациями Fiat 124, который в 1967 году получил титул «Европейский автомобиль года». Для советских дорог, однако, семейный седан пришлось относительно значительно технически модифицировать, хотя получившийся в результате дизайн ВАЗ 2101 соответствовал итальянской модели, за исключением нескольких деталей.
Например, по сравнению с Fiat его советский близнец получил дорожный просвет, увеличенный со 140 до 170 мм. Тормоза были модифицированы (сзади были более подходящие барабаны вместо дисков), самонесущий корпус был усилен, а усиленное шасси, как правило, более долговечным. Всего было произведено 800 модификаций, и ВАЗ был на 90 кг тяжелее, чем Fiat.
Однако двигатель претерпел самые большие изменения. В то время как у Fiat был 12-цилиндровый с распределением OHV, Советы хотели двигатель с более современным распределением OHC. Fiat в конечном итоге разработал его, и первые модели ВАЗа получили новые 44 кВт двенадцать. Однако итальянцы никогда не использовали его в своей модели.
Интересной особенностью первой серии автомобиля является отверстие в переднем бампере. Это используется для кривошипа, который можно использовать для запуска двигателя вручную. Бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами был объединен с измененной механической коробкой передач с четырьмя скоростями и приводил в действие задние колеса, автомобиль также получил сцепление с большим диаметром.
Первый ВАЗ 2101 был собран в Тольятти в ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Интересным совпадением является то, что 19 апреля 1970 года было воскресенье, поэтому автомобиль также отмечает свое пятидесятилетие в воскресенье. На первый взгляд может показаться, что крайний срок к сотому дню рождения основателя Советского Союза соблюден. Но это стало возможным только потому, что 19 апреля сотрудники собрали первые шесть автомобилей вручную. Из этих шести машин две были синими, а четыре - темно-красного вишневого оттенка.
Официально продажа автомобиля началась в августе 1970 года, поэтому начало производства не сильно отставало от первоначального плана в итоговой сумме. Кстати, первый проданный автомобиль, который был назван Жигули в опросе в честь одноименных гор недалеко от города Тольятти, сейчас находится в заводском музее. Всего в 1970 году было выпущено около 23 000 экземпляров модели 2101.
Жигули, как честно называют автомобиль, быстро стали популярными в Советском Союзе. Это было надежно, удобно, относительно высокого качества и с колесной базой 2424 мм, грузоподъемностью 400 кг и багажным отсеком объемом 380 литров, также практично. В 1971 году АвтоВАЗ полностью начал экспортировать свою единственную модель за рубеж. Уже в январе того же года Жигулик появился на автосалоне в Брюсселе.
Советы решили, что экспортным предметам нужно будет дать новое имя. На упомянутой выставке в бельгийском мегаполисе 2101 был представлен как Славия. В итоге более 1800 предложений привели к назначению жигулей (это в итоге произошло в России). На экспортных рынках 2101 начал появляться как Lada 1200.
В Чехословакии, однако, это унифицированное обозначение стало появляться только в середине 70-х годов, до тех пор автомобиль также назывался Жигули. Причиной были проблемы с лицензированием, потому что название Lada использовалось для швейных машин. Однако их производство впоследствии было остановлено политическим решением.
Новички в советском автопроме были одними из первых, кто прибыл в Югославию, Бельгию, Нидерланды и Финляндию. Однако Lada 1200 также достигла Германии и Франции, но не была допущена в Италию из-за лицензии.
Еще в 1971 году ВАЗ 2101 также направлялся на чехословацкий рынок, и вместе с производными и моделями 2102 и 2103 он был продан, согласно данным в книге «Автомобили Лады» Яна Тучека, более 260 000 штук. Тем не менее, интерес к большему объему поставок будет гораздо выше - например, по сравнению с моделями Škoda, Lada будет более современной и не намного дороже. Даже за рубежом автомобиль пользовался популярностью, где уже упомянутый фактор выгодной цены также прибавлял в надежности или практичности.
На некоторых западноевропейских рынках автомобиль претерпел множество модификаций по своему внешнему виду и более богатой комплектации. С мая 1974 года были также созданы слизни различных конструкций с правосторонним управлением.
Только в 1971 году АВТОВАЗ экспортировал 57 000 2101 моделей, что составляет треть всех легковых автомобилей, экспортируемых из СССР. Год спустя количество экспортируемых предметов увеличилось, а доля даже выросла вдвое.
Весной 1971 года в Тольятти также началось производство универсала ВАЗ 2102 (на экспортных рынках Lada 1200 Combi) по примеру Fiat 124 Familiare, который отличался главным образом дизайном задних секций с откидными дверцами и багажным отделением на 610 литров. Полезная нагрузка также увеличилась на 30 кг, но двигатель, в отличие от модифицированного шасси, остался таким же, как у седана.
В дополнение к седану и универсалу, Fiat также предложил 124 Special, который был более роскошным, чем стартовый седан. АвтоВАЗ также придумал аналогичную концепцию и стал третьим и последним продуктом, выпущенным в сотрудничестве с Италией. Автомобиль был пронумерован 2103 и продавался на экспортных рынках как Lada 1500. По сравнению с оригинальным типом, он получил более роскошный седан, производство которого началось в 1972 году, другую решетку радиатора с четырьмя круглыми фарами и капотом.
Продолжение следует....