И можно ли этим знаниям доверять...
Полагаю, ни для кого не секрет, что выдающегося воителя, полководца, древнерусского князя князя Святослава Ингваревича традиционно изображают как "гарний український хлопець" - в рубахе-вышиванке, с длинными усами и чубом, смахивающим на казачий оселедец.
На основании чего сложился этот образ, насколько он может соответствовать реальности - сейчас разберемся.
Описание внешности "скифского вождя Сфендослава" дает византийский историк, придворный императора Лев Диакон.
"Святослав переезжал чрез реку на некоторой Скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Видом он был таков: среднего росту, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плеча широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленном. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты , от других не отличная. И так, поговорив немного с Императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад. Таким образом кончилась война Римлян с Россами."
При этом на просторах рунета бытует мнение, что описание внешности Лев Диакон попросту скопипастил с описания грозного предводителя гуннов - Атиллы. Вообще говоря, заимствования и, так сказать, отсылки к более древним текстам - это вполне нормальное явление для памятников средневековой литературы. Практически все европейские тексты пронизаны цитатами Священного Писания, а, например, "Житие Александра Невского" содержит аналогии с биографией Александра Македонского.
В общем, это нормальное явление для пущей убедительности и демонстрации "прошаренности" автора в книжной культуре почти что ссылаться на древние тексты - в конце современный историк тоже без ссылок на историографию не работает!)))
Так что версия о копировании описания внешности выглядит вполне разумной. Однако вот что пишут готский историк Иордан и лично встречавшийся с вождем гуннов Приск Панийский об Атилле упоминаемые обычно в аналогии Святослав-Атилла.
Иордан об Аттиле:
"Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, {183 } ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на все трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения".
Приск об Аттиле:
"Для прочих варваров и для нас были приготовлены роскошные кушанья, сервированные на круглых серебряных блюдах, а Аттиле не подавалось ничего кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он выказывал умеренность: так, например, гостям подавались чаши золотые и серебряные, а его кубок был деревянный. Одежда его также была скромна и ничем не отличалась от других, кроме чистоты; ни висевший у него сбоку меч, ни перевязи варварской обуви, ни узда его коня не были украшены, как у других скифов, золотом, каменьями или чем-либо другим ценным".
Кроме упоминания небольшого роста и скромности в быту (Лев Диакон отмечал эту черту у князя) сходств вообще никаких.
Теперь поговорим о возможной историчности привычного облика князя Святослава. Чисто теоретически, князь вправду мог выглядеть так, как описал его Лев Диакон: бритая голова с единственной прядью волос - вполне себе практичное решение для человека, который всю жизнь проводит в походах и хочет избежать появления вшей. Полностью гладко выбритая голова - не комильфо, ибо отсутствие волос традиционно считалось уделом/ меткой раба.
Если исходить из господствующего в современной науке мнения о скандинавском происхождении военных элит зарождающегося Древнерусского государства, то будет логичным сопоставить облик Святослава с таковым у наших скандинавских соседей. Изобразительные источники, дающие представление о внешности скандинавских воинов, приводим в галерее.
"Сага о Ньяле" говорит нам, что отсутствие бороды у мужчины считалось постыдным явлением, оскорбления "безбородый", "навознобородый" становились поводом для вооруженных столкновений. А прозвища скандинавских воинов и конунгов говорят нам о значимости волос и бороды как неотъемлемых элементов внешности - Харальд Косматый/ Прекрасноволосый, Свейн Вилобородый, Торольв Бородач, Эйрик Рыжий.
Впрочем, Рюриковичи и их дружины находились в несколько иных условиях, чем скандинавские соседи, неизбежно попадали под культурное влияние местного славянского и финно-угорского населения. Собственно, даже сами имена князей об этом свидетельствуют - очень уж быстро германских Рюрика/Рорека, Олега/Хельга, Игоря/ Ингваря сменяют Святослав, Владимир, Ярослав.
Внешность князей и их дружинников вполне могла измениться под влиянием местных традиций и условий. Так что вопрос о "каноничном" облике Святослава Игоревича остается открытым.
А на этом на сегодня все, спасибо за внимание!
З.Ы. Уважаемые читатели, у моего университета появился собственный Дзен канал. Периодически статьи для него будет писать и ваш покорный слуга (в том числе, по истории).
Если не составит труда - загляните к нам на огонек и подпишитесь. Вас ждут познавательные материалы о последних научных достижениях и житейские рекомендации от ученых.
Ссылочка ЗДЕСЬ.
#история
#наука
#средневековье
#Русь
#князь святослав
#византия
#викинги