Он вполне мог бы претендовать на звание Главного купола Берлина. И дело здесь не в статусе здания или сложности конструкции. Причина в другом. Ежедневно миллионы людей совершают восхождение по спиралям его пандусов. Для этого надо лишь зарегестрироваться на сайте Рейхстага и прийти к главному входу парламента в назначенное время. Никаких пропусков, разрешений или согласований.
Тщательный, но краткий досмотр службой безопасности - единственное входное требование к посетителям. Затем на лифте подъём в подкупольное помещение. Стиль хайтек буквально обрушивается на вашу голову всей мощью и блеском многотонной металлической конструкции. Правда, очень скоро начинаешь понимать: это сиюминутный эффект, а не метафора ради подавления человека.
Многоярусные пандусы вверх и вниз дают возможность обследовать большинство фрагментов прозрачной полусферы. Архитектор словно хочет объяснить каждому замысел своего проекта. А значит любой намек на дистанцию, на не доступное простому смертному величие уходят на второй план или вовсе пропадают.
Наверняка предшественники Фостера, давшего Рейхстагу вторую жизнь, решали совершенно другие задачи. Они хоть и строили здание для главного института демократии, думали всё же об империи, о том как отлить в камне её могучий и бессмертный образ. Между прочим, его автором мог бы стать выходец из России. Людвиг Бонштедт победил на конкурсе проектов здания парламента в 1872 году. Он много строил в Петербурге, стал автором проекта Немецкого театра в Риге ( будущая Латвийская национальная опера).
Но в столице Германии ему не повезло. Из-за затянувшегося на 10 лет решения вопросов, связанных с выкупом земли под строительство, его предложение сочли устаревшим. В новом же конкурсе победил Пауль Валлот.
Вот кто на собственной шкуре ощутил, что такое германский имперский дух и амбиции. Архитектору приходилось терпеть давление буквально со всех сторон. Но больше всего наседали прусские консультанты. Он даже вынужден был уступить, когда те потребовали перенести купол, вопреки первоначальным планам, из центра ближе к западному порталу здания, то есть главному входу. В дальнейшем выяснилось, что такое решение всё же неприемлемо.
Пришлось убеждать кайзера Вильгельма в том, чтобы всё вернуть в исходное положение. А дело-то уже далеко продвинулось, поднялись несущие стены, которые были рассчитаны под другую нагрузку. Словом, пришлось на ходу менять размеры купола, вместо высоты в 85 метров соглашаться на 75, да еще максимально использовать лёгкие конструкции. Кстати нынешний, фостеровский купол, еще меньше - около 50 метров.
Через 10 лет после начала стройки Рейхстаг был готов. Напоследок Валлоту пришлось выслушать еще кучу неприятных колкостей от коллег. Например, один из членов городского строительного совета Берлина окрестил здание "катафалком первого класса". Без зависти конечно же не обошлось. А Рейхстаг, как ни крути, был к месту и по делу. Если бы не пришедшие к власти нацисты, его неоренессансные формы по сей день оставались бы нетронутыми. Сначала случился поджог в 1933 году, в котором обвинили коммунистов, а потом Вторая мировая, превратившая величественное здание в руины.
С ними долго не знали, что делать. А в 1954 году из-за угрозы обрушения купол взорвали. Его не коснулись ремонтные работы, продолжавшиеся в здании почти 20 лет. И только в середине 90-х на волне объединения двух Германий назрел вопрос восстановления исторического объекта в полном объёме.
Правда, говорят, в проекте реконструкции, который предложил Норман Фостер, сначала купол так же не был предусмотрен. Англичанин хотел накрыть весь Рейхстаг плоской крышей и только требование конкурсной комиссии заставило его изменить концепцию. Спустя 4 года после её утверждения в Берлине появилась новая достопримечательность, а у парламента объединённой Германии современный дом.
Здесь многое говорит о достижениях одной из самых передовых стран мира. Система вентиляции парламента, под куполом она выглядит в виде опрокинутого конуса, устроена так, что отработанный воздух, прежде чем покинуть помещение, проходит через систему теплообмена, которая позволяет сократить расходы на отопление.
Зеркала покрывающие конус тоже из репертуара так называемого экотехнологий. С помощью компьютерной программы они регулируют приток естественного света в зал пленарных заседаний. С нижнего яруса купола на него открывается обзор через специальное окно.
Впрочем, не менее интересное зрелище открывается за пределами стеклянной полусферы. Выйдя с помощью пандуса на крышу вы увидите Берлин с одного из самых интересных ракурсов. И это, поверьте, стоит скромных усилий потраченных на восхождение.