Найти тему
Вадим Демьянович

Русские лежачего не бьют. Наш Ветеран дал интервью немецкому журналу.

Немецкий журнал Der Spiegel, Германия взял интервью у ветерана Великой Отечественной войны Николая Пудова, который прошел всю войну и на некоторое время задержался в Германии после победы. Ветеран поделился впечатлениями о Германии и немцах, о союзниках.

Батарея артиллериста Николая Пудова входила в состав 1-го Белорусского фронта и 2 мая 1945 г. находилась в нескольких километрах от Берлина. Поступил приказ выдвинуться в западном направлении, чтобы не дать частям 12-й армии генерала Венка прорваться в столицу Германии.

Ветеран рассказывает: «Немцы очень хорошо подготовились к обороне. На перекрестках лежали штабеля фаустпатронов. Мы тоже ими пользовались, стреляли по окнам, в пригородах, по жилым домам из красного кирпича. Нужно было выкуривать немецких автоматчиков. Мы все время перемещались с места на место. Нам дали карты Берлина и окрестностей с названиями населенных пунктов и улиц на немецком и русском языках».

Эти карты боец до сих пор хранит дома, как память о войне. На них даже остались черные пятна от его сапог, ведь самое надежное место для хранения, и чтобы было под рукой.

Армия Венка к тому моменту была уже рассеяна, поэтому частям прикрытия приходилось иметь дело с отдельными батальонами. 7 мая они уже вышли к одной из речушек к юго-западу от Берлина. На противоположном берегу окапывался противник численностью около двух-трёх рот. Чтобы минимизировать свои потери, решили сначала действовать дистанционно. С расстояния двух километров артиллеристы открыли огонь, целясь перед окопавшимся противником. Снаряды рикошетом отскакивали от песчаного грунта и взрывались над головами защищающихся. В окопах потом насчитали человек двадцать погибших. Немцы драпанули. Наша пехота переправилась через речку и принялась преследовать врага. К сожалению, в этой погоне от снайперского выстрела погиб один из наших командиров рот. Так что последний бой закончился похоронами…

-2

На тот момент Германия ещё не капитулировала, часть Пудова послали дальше на Запад, на Эльбу, поближе к союзникам.

Николай Пудов начинал войну летом 41-го. Провоевал все 4 года, командовал взводом на Кавказском фронте, освобождал Крым, потом Варшаву. Сам на себе прекрасно ощутил, как воевала Красная армия в начале войны и в её конце. Конечно, говорит, это два разные понятия, мы были уже совсем другими солдатами. Да, признает, немцы воевать умели, поэтому Победа далась совсем нелегко!

8 мая вошли в какой-то городок на Эльбе, там было несколько пивных и полно переодетых военных, которые пили пиво и кофе в забегаловках. Они, на самом деле, были уже в гражданской одежде, но вычислить их по осанке и поведению было очень просто. На этот момент они уже не были вооруженным противником, поэтому полицейскими функциями красноармейцы не занимались.

Обычные же немцы были очень запуганы. Города и деревни были все завешаны плакатами с подслушивающим врагом и с красноармейцами с окровавленными когтями вместо ногтей. Такие картинки ужасно отразились на психике населения. Оно было настолько запугано, что были случаи, когда матери убивали своих детей и сами кончали с жизнью, надежды убежать они себе не оставляли.

А как работает западная пропаганда рассказывал и наш известный писатель Валентин Пикуль в романе «Честь имею» здесь

Ветеран отметил, что советское командование жестко подошло к вопросу обхождения с местным населением: был приказ не унижать людей, никого не обижать. Поэтому всё было далеко не так, как это сейчас пытаются представить новые «историки». Лишь после войны немцы поняли, что пришли совсем не звери. У русских есть правило – лежачего не бьют. Мучить женщин и детей никто не собирался. Конечно, были и мстительные солдаты, особенно среди тех, кто потерял в Союзе своих родных, но за грабежи и издевательства над жителями очень строго наказывали. Поэтому, в массе своей всё было дисциплинированно.

10 мая в честь Победы был устроен званый обед в войсках, все праздновали, но много не пили, поэтому пьяных не было. А через несколько дней подразделение расформировали. Часть людей отправили на Дальний Восток, для участия в боях с Японией, часть отпустили домой, а некоторых, как и нашего интервьюера оставили в Германии.

Николая Пудова назначили преподавателем в артиллерийской школе в Бранденбурге. Немецкие казармы, разрушенные американскими бомбами, восстановили и учили новых офицеров ведению боевых действий. Против англичан… Да-да, летом 1945 года.

Не смотря на политическое «братство», англичане держали 200 тысяч немецких солдат в боевой готовности против Советов. Распространяться об этом было не принято, но все, кому надо, об этом знали. И конечно, духу у союзников вне хватило, чтобы напасть на победителей…

Артиллерист снимал комнату у немцев, как тогда было принято, помогал хозяевам отапливать квартиру, охотился на кабанов, обеспечивал хозяев и мясом. Отмечает, что немцы народ, на самом деле экономный. На примере сигарет рассказал пример, что когда подняли цены на табачные изделия, то те, кто курил, стали делить сигареты на две части, а потом и на три. Говорит, что красноармейцы, так же, как и местные жители сами выращивали овощи, держали скот. С продуктами были перебои, но никто в Германии не голодал, из Советского Союза регулярно поступало зерно, всех обеспечивали.

-3

Были приятели и среди немцев, кому-то хлебом помогли, они благодарили, с кем-то даже выпивали… Жизнь есть жизнь…

Немцы же, народ дисциплинированный и легковерный. Им пропаганда создала образы врагов, они и поверили. Пообещали материальное благополучие, они и соблазнились. Все увлеклись лозунгом: Германия превыше всего!

Летом 45-го офицеру иногда удавалось встречаться с боевыми товарищами, разбросанными по бранденбургскому региону. Иногда ездил на попутках. Тогда и американцам можно было свободно ездить по советской зоне. Они, кстати воевавших солдат заменили. Так вот новые советских не уважали, то ли заносчивые были, то ли ещё что… Но, вот белые подвозить никогда не брали, а чернокожие ребята были гораздо более уважительны к русским, всегда брали с собой.

Там же в Германии нашел себе жену, из наших, из угнанных. Вернулись домой, живет в Москве.

В конце разговора ветеран очень уважительно высказался о немцах. Он отметил, что как только война закончилась, немцы поняли, что проиграли, и приняли это с достоинством и без паники. Это много значит.