Суздальская земля прошла две колонизации — обе путем мирного проникновения в финские болота:
1. Древнейшая — из Новгорода, с характером чисто народным. Появились города: Ростов, Белоозеро, Суздаль.
2. Позднейшая — с юга, княжеская, начинаясь Владимира Мономаха (до него Ярослав Мудрый. основал город Ярославль на Волге); всего более обязана Юрию Долгорукому и Андрею Боголюбскому. Последний говорил: «я всю Суздальскую Русь городами и селами великими населил и многолюдною учинил». Появились города: Переяславль, Москва, Юрьев Польский, Дмитров, Стародуб, Галич, Звенигород, Тверь, Городец, Кострома.
Первая колонизация: переселенцы занимали ничью землю, устраивались самостоятельно, как могли и хотели; становились хозяевами на новых местах, ни от кого независимыми. Принеся из Новгорода вечевые порядки, они придерживались их и здесь. Таковы были старые или старшие города.
Вторая колонизация: хозяином здесь был князь; земля была его собственностью; переселенцы селились на его землях. С первых же шагов они становятся в подчиненное к нему положение. Условия для развития вечевых порядков здесь отсутствовали. Таковы новые или младшие города (пригороды).
Переселенцы принесли с собою названия покинутых ими местностей и закрепили их за новыми поселениями; многие города и речки носят те же наименования, что и на Юге: Переяславль-Залесский (то же и в Рязанской области: Переяславль Рязанский), Стародуб, Галич, Звенигород, Вышгород. Речки Почаина, Лыбедь, Трубеж, Ирпень.
Княжеская власть сложилась здесь на иных началах, чем на Юге. Там — первые князья явились пришельцами; они застали общественный порядок уже сложившимся и готовым (земледельцы-смерды на собственной земле; городское население — крупные землевладельцы и купечество — с развитой вечевою жизнью), и им оставалось лишь доделывать его, устанавливать подробности.
Здесь — князья сами строили и создавали; здесь они являлись творческой силою. В Суздальской земле первый князь «обыкновенно находил в своем владении не готовое общество, которым предстояло ему править, а пустыню, которая только что начинала заселяться, в которой все надо было завести и устроить, чтобы создать в ней общество. Край оживал на глазах своего князя; глухие дебри расчищались, пришлые люди селились на «новях», заводили новые поселки и промыслы, новые доходы приливали в княжескую казну. Всем этим руководил князь, все это он считал делом рук своих, своим личным созданием» (Писал историк Ключевский).
Князь Андрей Боголюбский сознательно, без сожаления променял беспокойный златоглавый Киев на скромный Владимир, затерянный среди финских лесов и болот: здесь он был полным собственником и хозяином, с положением гораздо более прочным и устойчивым, чем то, какое мог дать ему Киев.
Так сложился новый тип князя хозяина и вотчинника, который послужил в последующем основой феодальной раздробленности.
Но об этом в следующей статье.