Найти тему

Русские заселяют Суздальскую землю. Основание Москвы и появление князей-вотчинников.

Суздальская земля прошла две колонизации — обе путем мирного проникновения в финские болота:

1. Древнейшая — из Новгорода, с характером чисто народным. Появились города: Ростов, Белоозеро, Суздаль.

2. Позднейшая — с юга, княжеская, начинаясь Владимира Мономаха (до него Ярослав Мудрый. основал город Ярославль на Волге); всего более обязана Юрию Долгорукому и Андрею Боголюбскому. Последний говорил: «я всю Суздальскую Русь городами и селами великими населил и многолюдною учинил». Появились города: Переяславль, Москва, Юрьев Польский, Дмитров, Стародуб, Галич, Звенигород, Тверь, Городец, Кострома.

Первая колонизация: переселенцы занимали ничью землю, устраивались самостоятельно, как могли и хотели; становились хозяевами на новых местах, ни от кого независимыми. Принеся из Новгорода вечевые порядки, они придерживались их и здесь. Таковы были старые или старшие города.

Вторая колонизация: хозяином здесь был князь; земля была его собственностью; переселенцы селились на его землях. С первых же шагов они становятся в подчиненное к нему положение. Условия для развития вечевых порядков здесь отсутствовали. Таковы новые или младшие города (пригороды).

Переселенцы принесли с собою названия покинутых ими местностей и закрепили их за новыми поселениями; многие города и речки носят те же наименования, что и на Юге: Переяславль-Залесский (то же и в Рязанской области: Переяславль Рязанский), Стародуб, Галич, Звенигород, Вышгород. Речки Почаина, Лыбедь, Трубеж, Ирпень.

Княжеская власть сложилась здесь на иных началах, чем на Юге. Там — первые князья явились пришельцами; они застали общественный порядок уже сложившимся и готовым (земледельцы-смерды на собственной земле; городское население — крупные землевладельцы и купечество — с развитой вечевою жизнью), и им оставалось лишь доделывать его, устанавливать подробности.

Здесь — князья сами строили и создавали; здесь они являлись творческой силою. В Суздальской земле первый князь «обыкновенно находил в своем владении не готовое общество, которым предстояло ему править, а пустыню, которая только что начинала заселяться, в которой все надо было завести и устроить, чтобы создать в ней общество. Край оживал на глазах своего князя; глухие дебри расчищались, пришлые люди селились на «новях», заводили новые поселки и промыслы, новые доходы приливали в княжескую казну. Всем этим руководил князь, все это он считал делом рук своих, своим личным созданием» (Писал историк Ключевский).

-2

Князь Андрей Боголюбский сознательно, без сожаления променял беспокойный златоглавый Киев на скромный Владимир, затерянный среди финских лесов и болот: здесь он был полным собственником и хозяином, с положением гораздо более прочным и устойчивым, чем то, какое мог дать ему Киев.

Так сложился новый тип князя хозяина и вотчинника, который послужил в последующем основой феодальной раздробленности.

Но об этом в следующей статье.

-3