Метрополис является одним из первых крупных научно-фантастических фильмов с нотками антиутопии. На него ровнялись и делали отсылки многие фантастические фильмы. Сегодня мы разберём чем фильм так ценен и какое влияние он оказал на кинематограф.
Синопсис фильма от режиссёра Фрица Ланга :
Сын промышленника, возглавляющего город будущего Метрополис, обнаруживает ужасные условия труда людей, живущих под землей. Он пытается унять их разрушительное восстание, возглавляемое роботом, принявшим человеческий облик.
История создания.
В 20-е годы режиссёр Фриц Ланг и немецкая студия UFA решились на безумную затею- обогнать Голливудские фильмы. В производство на тот момент безымянного фильма выделили огромную сумму в 7 млн. марок (24 млн. долларов на сегодняшний курс).
Идея появилась у жены режиссёра фильма Теа фон Харбоу, которая как раз работала над романом “Метрополис“. Лангу идея и сюжет истории понравилась, однако он убрал из сценарий фильма всё, что сбыло связано с оккультизмом и магией. Что интересно, к гигантизму в архитектуре Фрица подтолкнул Нью-Йорк, который впечатлил постановщика во время визита.
Центральной идеей кинокартины стала идея социального равенства — сын богача попадает в подземельный город и пытается помочь низшим слоям населения из-за любви к простой девушке.
Несколько слов о фильме.
"Метрополис" - это монументальный проект (более года съемок, тысячи статистов), фильм Ланга, сценарий которого написала его жена Теа фон Харбу, как уже было сказано выше, дорого обошелся немецкой студии UFA. Это был довольно громкий коммерческий провал, так как пара была на пике своего развития, особенно после первой части серии фильма о докторе Мабузе. Фильм был смонтирован в январе 1927 года, затем искажен и вновь перемонтирован для американского проката.
Сегодня нам не хватает около 30 минут фильма. По существу, она вызвала резкую критику со стороны некоторых интеллектуалов того времени. Так, Х. Г. Уэллс в “Нью-Йорк Таймс осуждает фильм, который концентрирует почти все клише, всю бессмыслицу, все банальности, которые только можно вообразить, на механическом прогрессе. Другие кинематографисты тоже отнеслись к фильму не так хорошо. Так, Луис Бунюэль сказал в 1927 году, что”то, что нам говорят, является тривиальным, напыщенным, педантичным, старомодным романом". Ланг также был атакован двусмысленностью заключительного сообщения. Сам он некоторое время спустя сказал: “... мне не нравится Метрополис, потому что я нахожу, что фильм пытается решить социальную проблему по-детски". Несколько десятилетий спустя фильм будет считаться классическим, главным образом из-за его визуальной силы.
Метрополис и состояние человека.
Фильм основан на классической теме противостояния добра и зла. В конце фильма добро торжествует (в сцене боя между Фредом и Ротвангом на вершине собора: он заканчивается смертью безумного ученого).
Эта битва символизируется противостоянием темного (Ротванг) и белого (Фред), одной из эстетик экспрессионизма в кино.
Можно отметить использование отсылок в поздней Готике среднего и Раннего Возрождения в Германии (Вавилонская башня Питера Брейгеля-Старшего, наличие собора, отражающего ландшафт ультрасовременного мегаполиса как родины Ротванга).
Ссылки на христианство (подземные катакомбы, напоминающие о раннем христианстве) и библейские мифы (такие как Вавилон или Молох) дополняют фильм, включая в него религиозную среду.
Другие отсылки к христианству: существование Фреда до открытия нижнего города: развлечения (в отличие от нижнего мира), изобилие типа “Сада земных наслаждений”. Условный образ утопии как места благоденствия (Земля изобилия, Эльдорадо и т. д.) И отца как фигуры создателя идеального города Метрополиса: Фредерсен (фраза Фреда “отец, Ты мозг прекрасного города“) и разрушение нижнего города потопом: божественный гнев, выражение разрушения городов библейской божественной карой.
Более того, в первый раз, когда Мария появилась перед Фредером в сопровождении детей, она не говорила о “братьях и сестрах". Мария признала в нём не только сына Фредера Фредерсена, но также и “посредника ", мессию.
В основе фильма лежит тема глубокой двойственности человеческого существа. Этот вопрос о человеческой идентичности повторяется в кинематографе Фрица Ланга как в Германии, так и в Голливуде. Персонаж, который лучше всего воплощает эту двойственность, - Мария, сначала мирный проповедник в катакомбах Метрополиса, затем очеловеченный робот, созданный Ротвангом чтобы отомстить хозяину Метрополиса. В фильме эта двойственность выражается вездесущностью теней, еще одним маркером кино-экспрессионизма и стилизованными световыми эффектами.
Интересный факт.
В 1984 году Джорджо Мородера попытался восстановить картину, причём благодаря группе Queen, которая для фильма написала песню "Love Kills" (а именно Фредди Меркури, который потом выпустил песню в сольном альбоме) и в качестве гонорара могла использовать кадры из “Метрополиса“ для собственных клипов. Ремастеринг получил отвратительные отзывы, был номинирован на “Золотую малину“, но зато “квины“ сняли несколько отличных видео — в том числе на трек Radio Gaga.
Метрополия и эксцессы индустриальной цивилизации.
Фильм изображает подчинение рабочих машинам. Первая сцена фильма показывает длинные кадры, которые подчеркивают их дегуманизацию (униформа идентична роботизированным процедурам, у них нет имени, но есть номер, как сказал рабочий, умерший на руках Фреда, “должен быть кто-то рядом с машиной“, человеческая воля подчиняется диктату машины-пожирателя людей: видение Фреда показывают человеческую жертву Молоху. Этот аспект фильма, вероятно, повлияет на Чарли Чаплина в "Новом времени", где он критикует общество, в котором машины делают из людей роботов без чувств.
Кому можно посоветовать.
Всем любителям фантастики, которые не бояться немого кино. Начинающим киноманам, любителям антиутопий и фильмов про будущее. Какие сложности могут возникнуть при просмотре: Лучше смотреть последнюю версию фильма, с найденными Аргентинскими кадрами в музыкальном сопровождении Готфрида Хуппертца.
Источники: https://officiel-online.com, https://www.the-philosophy.com
Если вам понравилась статья- ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Также рекомендую прочитать статьи:
Идрис Эльба заявил, что он против цензуры расистских моментов в старых фильмов.
Антиутопия в кино. Лучшие фильмы и особености жанра.
Забавные кино-параллели в фильмах, найденные пользователями Твиттера.
Разбор трейлера нового фильма Уэса Андерсона.