Найти тему
Журнал «Компания»

Потому и не летают…

Самые странные и бесполезные проекты мировой авиации

В истории мировой авиации достаточно великих достижений и различных рекордов, но были в ней и провалы разной степени эпичности, вызванные иногда причинами, далёкими от покорения неба. Эти проекты смогли вписать свои страница в историю бизнеса, но в историй успеха они не попали.

5. Beechcraft Starship

Beechcraft Starship
Beechcraft Starship

В эпоху развития бизнес-авиации компания Beechcraft решила поразить мир самолётом необычной конструкции. Он имел весьма футуристический вид, два толкающих винта и вмещал 6—8 пассажиров. В деталях машины широко применялся углепластик, а вся необходимая информация о полёте выводилась на дисплеях пилота. Первые серийный Starship взлетел в 1989 году и всего их было сделано 20 штук.

За аппарат просили 3,9 млн долларов, что было сопоставимо с ценой реактивных джетов. Аналоги же стоили в среднем на миллион дешевле, правда не блистая столь яркой имиджевой составляющей. 11 покупателей на этот странный самолёт всё же нашлось, но и им в 2003 году было объявлено о прекращении производителем технической поддержки, остальные странно выглядящие воздушные кораблики были утилизированы.

4. A-12 Avenger II

A-12 Avenger II
A-12 Avenger II

Амбициозный проект компании McDonnel-Douglas, названный в честь легендарного штурмовика периода Второй Мировой войны и разрабатывавшийся по заказу ВМС США. Изначально военные поставили взаимоисключающие требования к палубному самолёту в грузоподъёмности, скорости, живучести и малозаметности.

Причём создать невозможное требовалось в кратчайшие сроки, правда в случае удачи сумма контракта на постройку могла составить почти пять миллиардов долларов. Чуда не случилось, в 1991 году программа была свернута, когда стало ясно, что будущий самолёт обойдётся бюджету минимум в 165 млн долларов каждый.

3. Hughes H-4 Herculies

Hughes H-4 Herculies
Hughes H-4 Herculies

Лебединая песня американского промышленника, авиаконструктора, пилота и плейбоя Говарда Хьюза. На полученные от правительства 13 млн долларов, Хьюз в начале Второй Мировой начал постройку гигантского транспортного гидросамолёта весом 136 тонн. Работы заняли 7 лет и к тому времени необходимость в подобных летающих монстрах отпала. Первый и единственный полёт воздушное судно, получившее неофициальное название Spruce Goose (Еловый гусь), совершило 2 ноября 1947 года.

Гигант после долгого разбега взлетел над бухтой Лос-Анжелеса, осилил высоту в 20 метров и, пролетев около 2 км, успешно приводнился. До 1976 года самолёт радовал глаз жителей Лонг-Бич, принося владельцу ежегодный миллионный убыток. Сейчас является туристической достопримечательностью с посещаемостью 300 тысяч человек в год.

2. Ту-144

 Ту-144
Ту-144

Один из двух мировых и единственный советский сверхзвуковой пассажирский лайнер. Создавался в дикой спешке, под давлением правительства, как ответ Англо-Французскому «Конкорду». Несмотря на то, что взлетел он на два месяца раньше конкурента и содержал уникальные для своего времени технические наработки, недостатков у него было достаточно. Материалы фюзеляжа были не рассчитаны на такие скорости, двигатели мало того, что были не способны нормально работать в режиме реверса, так ещё были очень прожорливыми и шумели так, что не соответствовали никаким международным стандартам.

Усугубляла ситуацию и сложность пилотирования, техническое обслуживание вводило персонал «Аэрофлота» в ступор. Катастрофа в Ле-Бурже на презентации Ту-144 тоже популярности не добавила. Самолёт сделал лишь 55 рейсов с пассажирами по маршруту Москва-Алма-Ата исключительно в ясную погоду. Позже один из оставшихся на ходу лайнеров переоборудовали в летающую лабораторию, а теперь сверхзвуковые «Тушки» можно встретить лишь в музеях.

1. De Havilland Comet

De Havilland Comet
De Havilland Comet

Первый в мире пассажирский реактивный самолёт, поднявшийся в небо в 1949 году. Создатели возлагали на него большие надежды, а авиакомпании чуяли неплохой коммерческий потенциал. Реальность оказалась иной. Конструкторы не учли многих особенностей, связанных с прочностью корпуса в условиях увеличившейся скорости полёта, гражданские пилоты не были готовы сразу пересесть за штурвал реактивной машины, многие аэродромы не имели полос достаточной длины.

В результате Comet падали из-за ошибок пилотирования, выкатывались с полос, взрывались в воздухе от декомпрессии. Из 114 построенных самолётов крушение потерпели 13, унеся десятки человеческих жизней.