Предыстория так называемого противостояния между федеральными и региональными властями такова. 1 июня, по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве, Минздраву, Роспотребнадзору и Минюсту было поручено проверить практику применения нормативно правовых актов, принятых Москвой в последние месяцы. В СМИ тогда поднялись активные обсуждения этих поручений, в социальных сетях - поиск тайных смыслов. Имело ли место реальное противостояние Главы Правительства и Мэра Москвы остается только догадываться, но результатом всех движений стало (1) резкое снятие большинства ограничений в столице уже с 9 июня, о чем я писала в предыдущих статьях (Почему на самом деле снимаются ограничения в Москве), и (2) оправдание действий столичной власти, о чем читайте в этой статье до самого конца!
Минюст проверил законность принимаемых в Москве нормативно-правовых актов и не усмотрел в них каких-либо нарушений.
В отчете говорится о том, что ограничительные законы и меры, действующие в Москве:
- приняты в пределах компетенции: нормы российского законодательства в своем развитии наделяют глав регионов устанавливать режимы повышенной готовности и правила поведения при них, обязательные для всех, кто находится на территории;
- отвечают конституционным принципам: нацелены на охрану и здоровье граждан, и это не просто право, но и обязанность власти;
- пропорциональны и соразмерны текущей ситуации;
- сопровождались масштабной финансовой поддержкой как сфер экономики, наиболее пострадавших, так и граждан, оказавшихся в трудной ситуации;
- носят временный характер, часть из них снимается по мере потери актуальности;
- соответствуют мировому опыту таких стран, как Германия, Италия, Франция, США и т.д.
Любопытна в этой ситуации отсылка на мировой опыт в контексте новой Поправки в Конституцию о международных договорах, которая еще хоть и не принята, но не может быть не упомянута в силу того, что ее судьба почти решена.
В ст. 79 Конституции, в случае принятия поправок, будет предусмотрена для России возможность не исполнять решения международных органов, даже если они приняты на основании заключенных международных договоров.
Многие политологи и юристы просматривали в данной норме попытку России укрепить свой суверенитет и уйти от верховенства международного права над национальным. А нет, совсем уйти не получится. Когда это нужно, мы будем прибегать к международному праву и опыту других стран, а когда речь зайдет об исполнении взятых на себя международными договорами обязательств, можно будет от них отказаться, найдя формальный повод несоответствия решений международных органов национальной Конституции.
Понравилась статья? Ставьте лайк! И пишите свое мнение по теме в комментариях!