Найти тему
Катехизис и Катарсис

Ленинопад по-американски

Знаете, все последние события в штатах с бунтом против расизма, где одним из средств борьбы стал снос памятников, наводят меня на печальные мысли. Если раньше многие из нас жили странной иллюзией, что это только на постсоветском пространстве борются с собственной историей, то сейчас очевидно, что процесс этот вовсе не уникален. Ленинопад и конфедератопад отличны лишь лозунгами с которыми эти памятники свергали, нежели целью. Негры точно также кричат о восстановлении исторической справедливости, как и апологеты декоммунизации.

Да, перефразируя одного известного политического деятеля: история - продажная девка политики. И речь тут не о высоких кабинетах, где люди в костюмах с серьёзными лицами переписывают историю под текущую политическую ситуацию. Нет. Все гораздо хуже. Мы видим последствия идущей внутри общества войны, войны на уничтожение, где сражаются два нарратива, накрепко связанные с политической повесткой. С одной стороны это история европейских поселенцев на американском континенте - противоречивая, полная как великих злодейств, так и достижений, с глубокими корнями, уходящими вглубь столетий. Другая - ее антитеза, построенная на отрицании всего хорошего что было и возведении в абсолют всего негативного. У неё нет глубины, герои появляются по ходу пьесы, а злодеев уже полный пантеон. Памятники для них не объект исторической памяти, они ведь её отрицают, по крайней мере для идеологических врагов, а объект пропаганды, материальное воплощение чуждой истории. И поэтому они должны быть уничтожены, ведь чтобы уничтожить историю сначала нужно извести её материальные свидетельства.

Нам, такое уже прошедшим, причем целых два раза, можно с нотками грустной иронии наблюдать, как люди сами уничтожают свою историю. Тем более, что есть надежда на иной исход. Большевики в своё время почему от тактики "до основания, а затем" перешли к "сохраним в музеях народное достояние"? Да потому, что когда революционный угар прошёл, то стало ясно, что хоть мы и строим светлое коммунистическое будущее, но без прошлого это путь в никуда. Особенно, если учесть, что от прошлого осталось столько вещей, буквально определявших ментальность людей.

Более того, многое, что в угаре просто не успели снести стало вполне культовыми достопримечательностями, Питер гарантирует. И вот оно - западные "деколонизаторы истории" побеснуются, посносят, а потом успокоятся, оглянутся и пойдёт генезис. Проблема тут в том, что чтобы процесс пошёл конкурирующая история должна иметь некую ценность и её аспекты должны быть отрефлексированы. Но какую ценность несёт европейская культура для афроамериканцев, у которых вся собственная культурная идентичность построена на принципе "мы не белые"? Большевики были частью русской культуры, выросшими в ней. Они боролись с историей не из-за ненависти к ней или стыда за прошлое, нет. Они ошибочно считали, что история будет тянуть назад, в тёмное прошлое. А для американских негров история белых чужда, в ней практически нет им места, а потому она может и должна быть уничтожена. А белые конформисты вынуждены плыть в этом потоке, так как пока не достигнут мир невозможна и рефлексия.

И тут мы снова должны обратиться к себе. Так как сейчас со всей очевидностью можно сказать, что в своей рефлексии сторонники проигравших идей, а белые и красные одинаково проиграли в 90м году, хотя первые этого так и не поняли, мы пошли не туда. Так как вместо разумного диалога об истории стороны все чаще прибегают к методам уничтожения чужой исторической памяти. Чужой по политическим мотивам, но с точки зрения национальной или государственной, самой что ни есть общей.

Снова сотни, пока ещё диванных, хунвейбинов готовы выйти на улицы для того, чтобы уничтожать чуждые идеологически объекты культуры, и вот это самое страшное. Так как не памятники определяют реальность, а люди. И не важно сколько процентов истории та или иная сторона хочет уничтожить: снос символа царизма - эрмитажа ничуть не приблизит мировую революцию, снос всех памятников Ленину ничуть не пошатнёт позиции коммунистов, снос памятника генералу Роберту Ли не пошатнёт позиции расизма, но этотнесомненно сделает нашу материальную культуру и историческую память беднее. В конце концов можно вообще уничтожить все памятники прошлого, но вот наступит ли счастье и благоденствие или мы погрузимся в новые тёмные века - большой вопрос.

На пикче снос в Техасе памятника генералу Конфедерации Роберту Ли. Он не был сторонником рабства и сражался не за рабство, а за его родной Юг, а после войны его простили бывшие противники. Но сегодня его не прощают их потомки. Сегодня его сделали символом того, против чего он был всю жизнь. Ирония, бессердечная сука. Знаете, все последние события в штатах с бунтом против расизма, где одним из средств борьбы стал снос памятников, наводят меня на печальные мысли. Если раньше многие из нас жили странной иллюзией, что это только на постсоветском пространстве борются с собственной историей, то сейчас очевидно, что процесс этот вовсе не уникален. Ленинопад и конфедератопад отличны лишь лозунгами с которыми эти памятники свергали, нежели целью. Негры точно также кричат о восстановлении исторической справедливости, как и апологеты декоммунизации.

Да, перефразируя одного известного политического деятеля: история - продажная девка политики. И речь тут не о высоких кабинетах, где люди в костюмах с серьёзными лицами переписывают историю под текущую политическую ситуацию. Нет. Все гораздо хуже. Мы видим последствия идущей внутри общества войны, войны на уничтожение, где сражаются два нарратива, накрепко связанные с политической повесткой. С одной стороны это история европейских поселенцев на американском континенте - противоречивая, полная как великих злодейств, так и достижений, с глубокими корнями, уходящими вглубь столетий. Другая - ее антитеза, построенная на отрицании всего хорошего что было и возведении в абсолют всего негативного. У неё нет глубины, герои появляются по ходу пьесы, а злодеев уже полный пантеон. Памятники для них не объект исторической памяти, они ведь её отрицают, по крайней мере для идеологических врагов, а объект пропаганды, материальное воплощение чуждой истории. И поэтому они должны быть уничтожены, ведь чтобы уничтожить историю сначала нужно извести её материальные свидетельства.

Нам, такое уже прошедшим, причем целых два раза, можно с нотками грустной иронии наблюдать, как люди сами уничтожают свою историю. Тем более, что есть надежда на иной исход. Большевики в своё время почему от тактики "до основания, а затем" перешли к "сохраним в музеях народное достояние"? Да потому, что когда революционный угар прошёл, то стало ясно, что хоть мы и строим светлое коммунистическое будущее, но без прошлого это путь в никуда. Особенно, если учесть, что от прошлого осталось столько вещей, буквально определявших ментальность людей.

Более того, многое, что в угаре просто не успели снести стало вполне культовыми достопримечательностями, Питер гарантирует. И вот оно - западные "деколонизаторы истории" побеснуются, посносят, а потом успокоятся, оглянутся и пойдёт генезис. Проблема тут в том, что чтобы процесс пошёл конкурирующая история должна иметь некую ценность и её аспекты должны быть отрефлексированы. Но какую ценность несёт европейская культура для афроамериканцев, у которых вся собственная культурная идентичность построена на принципе "мы не белые"? Большевики были частью русской культуры, выросшими в ней. Они боролись с историей не из-за ненависти к ней или стыда за прошлое, нет. Они ошибочно считали, что история будет тянуть назад, в тёмное прошлое. А для американских негров история белых чужда, в ней практически нет им места, а потому она может и должна быть уничтожена. А белые конформисты вынуждены плыть в этом потоке, так как пока не достигнут мир невозможна и рефлексия.

И тут мы снова должны обратиться к себе. Так как сейчас со всей очевидностью можно сказать, что в своей рефлексии сторонники проигравших идей, а белые и красные одинаково проиграли в 90м году, хотя первые этого так и не поняли, мы пошли не туда. Так как вместо разумного диалога об истории стороны все чаще прибегают к методам уничтожения чужой исторической памяти. Чужой по политическим мотивам, но с точки зрения национальной или государственной, самой что ни есть общей.

Снова сотни, пока ещё диванных, хунвейбинов готовы выйти на улицы для того, чтобы уничтожать чуждые идеологически объекты культуры, и вот это самое страшное. Так как не памятники определяют реальность, а люди. И не важно сколько процентов истории та или иная сторона хочет уничтожить: снос символа царизма - эрмитажа ничуть не приблизит мировую революцию, снос всех памятников Ленину ничуть не пошатнёт позиции коммунистов, снос памятника генералу Роберту Ли не пошатнёт позиции расизма, но этотнесомненно сделает нашу материальную культуру и историческую память беднее. В конце концов можно вообще уничтожить все памятники прошлого, но вот наступит ли счастье и благоденствие или мы погрузимся в новые тёмные века - большой вопрос.

На пикче снос в Техасе памятника генералу Конфедерации Роберту Ли. Он не был сторонником рабства и сражался не за рабство, а за его родной Юг, а после войны его простили бывшие противники. Но сегодня его не прощают их потомки. Сегодня его сделали символом того, против чего он был всю жизнь. Ирония, бессердечная сука. Знаете, все последние события в штатах с бунтом против расизма, где одним из средств борьбы стал снос памятников, наводят меня на печальные мысли. Если раньше многие из нас жили странной иллюзией, что это только на постсоветском пространстве борются с собственной историей, то сейчас очевидно, что процесс этот вовсе не уникален. Ленинопад и конфедератопад отличны лишь лозунгами с которыми эти памятники свергали, нежели целью. Негры точно также кричат о восстановлении исторической справедливости, как и апологеты декоммунизации.

Да, перефразируя одного известного политического деятеля: история - продажная девка политики. И речь тут не о высоких кабинетах, где люди в костюмах с серьёзными лицами переписывают историю под текущую политическую ситуацию. Нет. Все гораздо хуже. Мы видим последствия идущей внутри общества войны, войны на уничтожение, где сражаются два нарратива, накрепко связанные с политической повесткой. С одной стороны это история европейских поселенцев на американском континенте - противоречивая, полная как великих злодейств, так и достижений, с глубокими корнями, уходящими вглубь столетий. Другая - ее антитеза, построенная на отрицании всего хорошего что было и возведении в абсолют всего негативного. У неё нет глубины, герои появляются по ходу пьесы, а злодеев уже полный пантеон. Памятники для них не объект исторической памяти, они ведь её отрицают, по крайней мере для идеологических врагов, а объект пропаганды, материальное воплощение чуждой истории. И поэтому они должны быть уничтожены, ведь чтобы уничтожить историю сначала нужно извести её материальные свидетельства.

Нам, такое уже прошедшим, причем целых два раза, можно с нотками грустной иронии наблюдать, как люди сами уничтожают свою историю. Тем более, что есть надежда на иной исход. Большевики в своё время почему от тактики "до основания, а затем" перешли к "сохраним в музеях народное достояние"? Да потому, что когда революционный угар прошёл, то стало ясно, что хоть мы и строим светлое коммунистическое будущее, но без прошлого это путь в никуда. Особенно, если учесть, что от прошлого осталось столько вещей, буквально определявших ментальность людей.

Более того, многое, что в угаре просто не успели снести стало вполне культовыми достопримечательностями, Питер гарантирует. И вот оно - западные "деколонизаторы истории" побеснуются, посносят, а потом успокоятся, оглянутся и пойдёт генезис. Проблема тут в том, что чтобы процесс пошёл конкурирующая история должна иметь некую ценность и её аспекты должны быть отрефлексированы. Но какую ценность несёт европейская культура для афроамериканцев, у которых вся собственная культурная идентичность построена на принципе "мы не белые"? Большевики были частью русской культуры, выросшими в ней. Они боролись с историей не из-за ненависти к ней или стыда за прошлое, нет. Они ошибочно считали, что история будет тянуть назад, в тёмное прошлое. А для американских негров история белых чужда, в ней практически нет им места, а потому она может и должна быть уничтожена. А белые конформисты вынуждены плыть в этом потоке, так как пока не достигнут мир невозможна и рефлексия.

И тут мы снова должны обратиться к себе. Так как сейчас со всей очевидностью можно сказать, что в своей рефлексии сторонники проигравших идей, а белые и красные одинаково проиграли в 90м году, хотя первые этого так и не поняли, мы пошли не туда. Так как вместо разумного диалога об истории стороны все чаще прибегают к методам уничтожения чужой исторической памяти. Чужой по политическим мотивам, но с точки зрения национальной или государственной, самой что ни есть общей.

Снова сотни, пока ещё диванных, хунвейбинов готовы выйти на улицы для того, чтобы уничтожать чуждые идеологически объекты культуры, и вот это самое страшное. Так как не памятники определяют реальность, а люди. И не важно сколько процентов истории та или иная сторона хочет уничтожить: снос символа царизма - эрмитажа ничуть не приблизит мировую революцию, снос всех памятников Ленину ничуть не пошатнёт позиции коммунистов, снос памятника генералу Роберту Ли не пошатнёт позиции расизма, но этотнесомненно сделает нашу материальную культуру и историческую память беднее. В конце концов можно вообще уничтожить все памятники прошлого, но вот наступит ли счастье и благоденствие или мы погрузимся в новые тёмные века - большой вопрос.

На фото снос в Техасе памятника генералу Конфедерации Роберту Ли. Он не был сторонником рабства и сражался не за рабство, а за его родной Юг, а после войны его простили бывшие противники. Но сегодня его не прощают их потомки. Сегодня его сделали символом того, против чего он был всю жизнь. Ирония, бессердечная сука.

Автор - Владимир Герасименко.

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2