В этом году исполняется 300 лет со дня рождения знаменитого барона Мюнхгаузена. Этот знаменитый литературный персонаж имеет вполне реального прототипа, который жил в 17 веке и служил в армии, - в том числе в российской.
В Германии вышла памятная монета номиналом 20 евро, посвященная барону Мюнхгаузену. На ее лицевой стороне воссоздана знаменитая сцена из книги, где барон фон Мюнхгаузен участвует в войне с турками и летит на пушечном ядре.
На реверсе монеты отчеканен немецкий орел, а также надпись - "BUNDESREPUBLIK DEUTSCHLAND“. Там расположена буква” А", обозначающая Берлинский монетный двор, двенадцать звезд Европы и указан год выпуска. По краю монеты, дизайн которой выполнил Франтишек Чохола, расположена надпись: "MIT TAPFERKEIT UND GEGENWART DES GEISTES" (с храбростью и присутствием духа).
Каким же на самом деле человеком был легендарный находчивый барон Мюнхгаузен? И что он делал в России? Вот несколько интересных и главное правдивых фактов, которые помогут нам ответить на этот вопрос.
Служил в Петербурге, с турками не воевал
Это достоверный исторический факт. Барон более 10 лет прослужил в России, куда попал в числе команды придворных, сопровождавших наследного принца Антона Брауншвейгского. Рожденному в 1720 году Иерониму Карлу Фридриху было всего 17 лет, когда он приехал в Россию. Ему предстояло служить пажом в холодной и далекой стране, в которую отказались ехать многие другие придворные. Рассказы о России обещали, что скучно здесь точно не будет: по улицам якобы бродят волки и медведи, а слова замерзают на лету. Их приносят домой в виде ледышек и только тогда звучит речь. Юный Мюнхгаузен решил, что лютая стужа не так страшна, как скука во дворце герцога Брауншвейгского. В феврале 1738 года он очутился в Петербурге.
К сожалению, войны для поручика Мюнхгаузена не нашлось. Россия заключила мир с Турцией как раз к тому времени, когда он из пажей перешел на военную службу. А чуть позже, во время шведской кампании 1741–1743 годов рота, где служил Мюнхгаузен, не участвовала в боевых действиях.
Однако удивительные истории с пажом, а потом корнетом корнетом Брауншвейгского кирасирского полка случались и в мирное время. Как-то раз в Санкт-Петербурге во время парада у одного солдата случайно выстрелило ружье. Внутри ствола находился шомпол для чистки ружья,Ю так тогда было принято. Мюнхгаузен услышал выстрел, вскоре за которым что-то просвистело возле самого его уха. Шомпол, как стрела, вонзился в ногу лошади принца Антона Ульриха. Августейший всадник и его конь рухнули на мостовую. К счастью, принц не пострадал. «Нарочно не придумаешь, – подумал Мюнхгаузен. – Будет о чем рассказать дома...» .
На фамильном гербе - монах и книга
Род Мюнхгаузенов между прочим относится к списку древнейших в Европе фамилий. В 12 веке рыцарь Хейно принял участие в крестовом походе под руководством императора Фридриха Барбароссы. В живых остался только один из потомков этого рыцаря. Он-то и дал роду новое имя - Дом Монаха. Именно так переводится фамилия Мюнхгаузен. Дело в том, что этот потомок рыцаря был монахом, а не военным, и именно поэтому смог выжить. С тех пор на фамильном гербе рода Мюнхгаузенов неизменно изображается монах с книгой и посохом. Были в роду и другие военные, оставившие след в истории. А вот дядя барона, Герлах Адольф фон Мюнхгаузен, известен тем, стал министром образования, попечителем Геттингенского университета, лучшего в Европе.
Впрочем, для человека, у которого на гербе изображен монах, Карл Иероним был человеком слишком мирским, земным. Это хороший семьянин, любивший посидеть за обильным столом, поесть и выпить. Он, как и многие мужчины его времени и сословия, знал толк в лошадях и собаках, был страстным охотником. веселыми и остроумными историями, которые рассказывал Мюнхгаузен, уже тогда восхищались во всей Германии.
При дворе Елизаветы. Переворот
Но рассказы эти, как с грустью понимал барон, были не о том, что сам он считал интереснейшими страницами своей жизни. Не о жизни при российском дворе времен Бирона, императрицы Анны Иоанновны и цесаревны Елизаветы.
Например, им не очень было интересно слушать о том как Золушкой при дворе жила-была цесаревна Елизавета, дочь Петра Великого. Разумеется, она была к тому же первой красавицей. Участь девушки могла стать незавидной: либо монастырь, либо - в лучшем случае - брак с иностранцем. Убить ее не решались, хотя мотивы были и тучи над ее головой критически сгустились после того как стало известно о ее переговорах со шведами незадолго до начала русско-шведской войны.. Осенью 1741 года цесаревне пришлось явиться в казармы Преображенского полка, чтобы затем во главе отряда из 300 гренадеров отправиться к Зимнему дворцу и получить корону. Причем тут Мюнхгаузен? Снова как будто особо ни при чем. Он нес службу в рижском замке, на западном рубеже империи. Именно туда отправили знатных узников, - всю брауншвейгскую фамилию. Барон Мюнхгаузен невольно стал стражником для своих покровителей..
Чин русского ротмистра и возвращение на родину
Свой следующий чин – ротмистра – Мюнхгаузен получил лишь в 1750 году. И это, учитывая отсутствие влиятельных покровителей, был очень плохой знак.
Он даже встречался с императрицей, - но мимолетно. В 1744 году две царственные особы пересекали границу Российской империи, как раз у западных рубежей, где нес службу молодой Карл. Статный поручик Мюнхгаузен командовал караулом русских кирасиров, которым и помахала из кареты белой холеной ручкой будущая императрица Екатерина Великая. Ее мать даже записала в своем дневнике впечатления о том, что полк кирасиров на границе, был чрезвычайно красив.
Мюнхгаузен в том же году влюбился в обладательницу другой прелестной ручки. Это была Якобина фон Дунтен, дочь его приятеля, прибалтийского дворянина, пригласившего барона на охоту. Обвенчавшись в 1744 году, ротмистр Мюнхгаузен просит отпуск на год и отбывает в Германию. Там его ждет наследство, предстоит улаживать семейные дела. По стечению обстоятельств в Россию барон Мюнхгаузен больше не вернется. Говорят, он жалел об этом всю жизнь.