Китайская живопись — одна из древнейших неизменных художественных традиций в мире. Возникнув как художественное произведение для украшения и в декоративных целях, китайская живопись превратилась в классическую форму искусства, которая воплощает традиционную культуру и мудрость Китая.
Китайская живопись черпает вдохновение не только из окружающего природного мира, но и отражает внутренний духовный мир художника.
Инструменты китайской живописи
Традиционная живопись включает в себя технику штриховки, аналогичную китайской каллиграфии, и выполняется кистью, смоченной в чёрных или цветных чернилах. Как и в случае с каллиграфией, кисть, бумага и чернила являются основными материалами, с помощью которых создаются картины.
Кисточка в китайской живописи
Подобно кисти, используемой для акварельной живописи на Западе, китайская кисть имеет более тонкий наконечник, подходящий для работы с широким диапазоном и для создания вариационных линий, необходимых для различных стилей.
Техника кисти, характерная для китайской живописи, включает в себя линейный рисунок и стилизованную выразительность тени и текстуры (цуньфа). Точечный способ (дяньфа) также используется в основном для изображения деревьев и растений, а также просто для украшения.
Мазки кисти в китайском искусстве придают картине определённость и красоту, а также изображают внешнее и внутреннее содержание изображаемого предмета. Они также раскрывают индивидуальность и стиль самого художника.
Китайские чернила
Китайские чернила используются в живописи и каллиграфии уже более 2000 лет. Чернильный брикет художник промалывает на каменной плите вместе с пресной водой; чернила различной консистенции могут быть приготовлены в зависимости от количества используемой воды.
Густые чернила очень глубокие и глянцевые при нанесении на бумагу или шёлк. Тонкие чернила кажутся живыми и прозрачными. В картинах можно использовать только чернила, передающие контрастный баланс между ярким и тёмным, лёгким и плотным, а также для создания впечатления о фактуре, весе и окраске предмета.
Китайская рисовая бумага
Китайская рисовая бумага классифицируется по различным степеням используемого веса и размера. Бумага обладает высокой впитывающей способностью, её вес определяет количество чернил, используемых для нанесения штрихов на бумагу. Различная бумага даёт разные результаты; некоторые из них шероховаты и быстро впитывают чернила, подобно губке, в то время как другие имеют гладкую поверхность, которая отталкивает чернила.
Китайские цвета чернил
Цветные чернила создаются путём смешивания воды с измельчёнными минеральными пигментами. В китайской живописи цвет используется не для того, чтобы показать воздействие света на предмет, а для передачи информации о предмете. В китайской пейзажной живописи (шань-шуй) цвета символизируют собой пять первоэлементов, составляющих Вселенную, и стороны Света.
Внутренняя сущность объекта изображения
Руководствуясь традиционной мудростью, китайские картины ценят за внутреннее содержание предмета больше, чем за точность изображения в физическом смысле. Это лучше всего объясняется словами известного художника Ци Байши (1863–1957 гг.):
«Утончённость хорошей картины заключается в том, что она похожа и в то же время не похожа на изображаемый предмет». Великий художник должен уметь «видеть большое в малом “ и «видеть малое в большом».
Одной из характерных черт китайской живописи является олицетворение сцен или сюжетов, отождествляющих этику и человеческие ценности, проявляемые в традиционной культуре. Например, горы и вода являются не только основными структурными элементами пейзажной живописи, но и служат естественными символами лежащих в её основе духовных принципов инь и ян.
Горные вершины часто используются в китайских картинах для изображения возраста и долголетия. Бамбук (полый внутри) предполагает смирение и целостность. Раннее цветение передаёт одиночество и гордость, а увядание цветов — бегство. Тигр выражает достоинство и власть, а журавль символизирует долгую жизнь.
Подобным аналогиям ещё большее значение придаётся в стихотворениях, которые художники сочиняют сами и наносят на картины. Таким образом, художник может усилить передачу нравственных и глубинных принципов, присущих его творчеству. Сила воздействия китайской живописи на аудиторию очень сильная, она способна затронуть до глубины души и надолго сохранить впечатление, полученное от картины.
Чтобы достичь этого, китайские художники придают большое значение построению композиции и пространству для создания ритма и разнообразия. Иногда разнообразие и баланс, создаваемые таким образом, дополнительно обогащаются добавлением надписей в пустое пространство.
Личности художников
Китайская культура подчёркивает связь между качеством картин и внутренним миром людей, создающих такое искусство. Только когда художник способен достичь высокого уровня нравственности, его картины могут достичь высокой степени художественной ценности. В китайской истории все великие художники жили по высоким моральным стандартам и занимались совершенствованием. В этом смысле можно сказать, что их художественные произведения отражают личность их создателей.
Шесть принципов китайской живописи
Духовная вибрация — или жизненная сила, которая переводится как энергия, передаваемая от художника произведению.
Костный метод — или способ использования кисти. Это относится не только к фактуре и мазку кисти, но и к тесным связям между картинами и личностью.
Соответствие предмету — или изображение формы, которое включает в себя форму и линии.
Пригодность типа — или использование цвета, включая слои, объём и тон.
Разделение и планирование — или размещение и расположение, соответствующие композиции, пространству и глубине.
Передача путём копирования — или копирования моделей, причём не только с натуры, но и с произведений античности.
Больше интересной информации — на сайте Yuanming. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!