Текущие меры поддержки - это, конечно, хорошо, но давайте заглянем в будущее и спрогнозируем, что ждет малый и средний бизнес в постпандемический период, а главное - сколько именно предприятий не смогут его пережить.
В чем проблема текущих мер поддержки?
В чем же проблема текущих мер поддержки МСП, ведь предпринимаемые меры действительно помогают бизнесу хоть и не жить, но выживать в непростой период пандемии?
Проблема в очень узкой выборке предприятий, которым положены льготы и субсидии. Озвученные меры поддержки полагаются предприятиям МСП, но лишь отнесенным к списку наиболее пострадавших отраслей, довольно узкому списку стоит признать.
Эксперты Института Комплексных Стратегических Исследований подсчитали, что воспользоваться текущими мерами поддержки может лишь четверть всех предприятий МСП. А остальные 75% получается не пострадали от пандемии?
А в эти 75% уверенно входят организации которые потеряли всех контрагентов, из-за коронавируса, или те организации, кто фактически работает в отрасли, отнесенной к наиболее пострадавшим, но просто ОКВЭД этой отрасли указан как дополнительный.
Как сами предприниматели оценивают свое выживание после пандемии?
Согласно исследованию Бориса Титова, который является уполномоченным по защите прав предпринимателей - более половины представителей МСП оценивают свое состояние как кризисное.
Исследование РБК, не противоречит исследованию Бориса Титова и согласно ему, более 62% опрошенных бизнесменов оценили вероятность выживания своей организации в будущем в 50% или ниже. Лишь 13,4% опрошенных заявили, что полностью уверены в безоблачном продолжении работы предприятия.
О частичном возобновлении своей работы заявило 32% субъектов МСП, а 35,7% заявили о том, что возобновлять работу предприятия в обозримом будущем пока не планируется, в силу больших убытков от пандемической ситуации.
Главной проблемой, по мнению опрошенных, в период пост пандемии станет невозможность платить зарплату сотрудникам, эту проблему отметили 52,4%. 42,8% отметили сложности с выплатой аренды, а о систематических неплатежах со стороны контрагентов сообщили 39,1%.
Что будет дальше?
1. Одним из наиболее стабильно работающих федеральных органов в России является Федеральная Налоговая Служба. Хоть сейчас и действует мораторий на проведение любых проверок со стороны ФНС, можно не сомневаться, что как только мораторий будет снят – ФНС, как никогда, активно начнет свою работу. На льготы и субсидии уходят государственные деньги, соответственно казна пустеет. Значит по завершению моратория и стабилизации ситуации – грянут проверки налоговиков, с целью эту самую казну пополнить и выполнить плановые показатели.
2. Сколько же предприятий закроется? К августу, по мнению, главы “Опоры России” Александра Калинина закроется порядка 1 млн малых предприятий и эта цифра при текущем показателе в 6 млн предприятий, относящихся к МСП. С этой точкой зрения согласен и глава Торгово-Промышленной Палаты, отметив, что снижение этой цифры зависит лишь от действий Правительства, а точнее от того будут ли эти действия реализованы в сторону всех реально нуждающихся.
3. Сейчас все на стабильном уровне и пока что с момента начала коронавируса закрылись лишь 2,4% предприятий МСП, но только проблема в том, что проблему не решили, а прикрыли, ведь решение приостановить процедуры банкротства для компаний – это как бомба замедленного действия, которая взорвется, как только соответствующее ограничение на банкротство будет снято. И вот тогда мы увидим все те числа, о которых я говорил в предыдущем пункте. Если, конечно, у предпринимателей останется к тому времени финансовая возможность провести процедуру банкротства.
4. За май у представителей МСП выручка упала на 41% и совершенно ясно, что никакие из предложенных государственных мер не смогут помочь даже тому небольшому количеству субъектов, которым они положены. Поэтому в любом случае всем субъектам МСП придется искать альтернативные источники дохода.
5. В период постпандемии, когда поддержка государства будет проявляться в меньшей степени – возникнет еще одна проблема, а именно обнищание населения и снижение покупательской активности на рынках необязательных товаров. В начале пандемии по сети гуляла статистика, согласно которой у большинства граждан не было накоплений даже на то, чтобы прожить один месяц в режиме самоизоляции. Выводы очевидны...