Кстати, о рабстве. У меня много всяческих кровей по жилам течет, поэтому богатая история в этом плане, богатая.
По папе там все просто. С одной стороны казаки Жигалины-Заболотневы женились все чаще на калмычках -там все четенько было, со сговором, с приданым, известно, например, что мою пра-прабабушку сопровождали в мужнино село двадцать верблюдов, не считая овец, богатая была невеста. По долетевшим сведениям, не больно-то хотела ее семья за казака выдавать, но там лучше было не спорить, а сделать вид, что ты сам, с превеликой готовностью - все целее будут. Тем более вроде как прадедушка успел того... очаровать девицу предварительно -свечку не держала, врать не буду, но слухи похаживали.
С другой стороны казаки Олейники женились на пленных турчанках. Так и дед моего деда припер себе носатенькую и черноглазенькую невольницу - с тех пор и пошло у папы в роду: либо совершенно белоснежные и белоглазые китайцы на вид, либо яркие брюнеты с выразительными носами. Мой папа, скажем, - китаец-альбинос чистый, а сестру его Марину можно в фильмах про гарем Сулеймана снимать.
А с маминой стороны поинтереснее складывается. Взять мою прабабушку, Ефросинью Георгиевну, скажем. Она до конца жизни говорила "лисапед" и "хвартук", но когда моя мама во время студенчества спросила "Бабушка, а вы фамилию барина-то вашего помните?", бабушка Фруза без запинки отчеканила "Как не помнить-то? Энгельгардт!"
Поэтому творческое наследие Александра Николаевича Энгельгардта, который непосредственно владел бабушкой моей прабабушки, - я знаю примерно наизусть и очень уважаю. Не чужой, можно сказать, человек. Не думаю, кстати, что владение бабушкой доставило Александру Николаичу много пользы и радости, ибо была та ведьмой, холостячкой, жила в леске в избушке и детей рожала от местного кузнеца-цыгана, который единственный решался с нею дело иметь.
Ну, и еврейская линия, конечно. Не будем про вавилонское пленение и дела уж совсем давно замшелых дней, но все-таки семья моего деда, литовско-белорусское еврейство, та, которую в Гомеле не закопали, была доугнана в страну Гете и Гейне - и успела там порабствовать в лагерях.
И вот, кстати, когда я в Кельнском Университете училась - это как-то вспоминалось порой, есть такое. Но при этом к современным немцам у меня претензий никаких нет. Не они гнали, не они сжигали, не они закапывали.
Но, в принципе, можно сказать, что мое появление на свет обусловлено длительной историей войн, рабства и насилия. Не будь их - мои прабабушки и прадедушки не встретились бы, а встретившись - друг на друга и не посмотрели бы.
Но я, конечно, могу встать перед зеркалом и изо всех сил попросить у себя прощения - пусть они там, внутри, сами разберутся - кто перед кем за что виноват.