Наш дом в Горно-Алтайске стоит на берегу реки со смешным названием Улалушка ( от Улала — прежнее название Горно-Алтайска).
Когда идут сильные ливни, мы постоянно ходим смотреть на уровень воды в реке, потому что однажды мы пережили самое настоящее наводнение.
...В 1990 г. в конце лета к нам приехали гости — бабушка и дедушка. Родители засиделись с ними за разговорами до пяти утра, уже собирались, наконец, лечь спать, как вдруг услышали странный шум — будто дул сильный ветер. Посмотрели в окно — деревья не качались. Странно… но не придали значения.
Затем звук повторился. А еще через пару минут что-то сильно ударило дом. Выскочили за дверь и… намочили ноги. Надо сказать, что крыльцо у нас высокое — более метра. Вода стояла вровень с полом.
Срочно разбудили нас — детей. Принялись эвакуироваться вверх по склону, на котором стоит наш дом. Нас выносили на закорках.
Успели отвязать собак, они спаслись. А вот на цыплят времени уже не было. Впрочем, они ухитрились взлететь на крышу сарая и преспокойно пересидели там все наводнение.
Мы тогда тоже отсиделись — вверх по склону жили наши друзья, они приютили нас.
Что же произошло: выше по течению за селом Алферово когда-то построили дамбу, образовав небольшое (слава Богу!) водохранилище. Все бы ничего, но дамба была из глины. Май и июнь тогда стояли сухие, а в июле и августе наоборот — было всего пару дней без дождя. Водохранилище переполнилось и вода смыла дамбу. Вся эта масса пошла на город. Улалушка, которую раньше можно было перейти пешком — уровень был чуть выше колена — превратилась в мощный поток грязной воды.
Последствия были ужасные.
Несколько дней вода стояла на улицах города. Проезжающие машины выглядели, как моторные лодки. Когда вода спала, на проезжей части можно было увидеть и те же дрова, и чей-то сапог или еще что-нибудь…
У многих унесло запасы дров, а также все то, что не было закреплено и было в зоне досягаемости воды. Дрова смыло и у нас, зато взамен принесло чью-то скамейку и хорошее строительное бревно.
Но самым ужасным было то, что вода, куда дотянулась, размыла все уличные туалеты и выгребные ямы. Содержимое всех этих мест было распределено ровным слоем по улицам, по поверхности почвы на огородах и по посадкам. Помню, мы срезали вилок капусты, а эта коричневая субстанция забивалась в кочан между листьями…
Ущерб тогда у многих был велик, но нам как-то повезло — уплыли только дрова и погиб урожай.
Впрочем, со временем все восстановилось, а вот дамбу строить заново уже не стали.
Такая же картина повторилась в 2014 году, но досталось не одному городу, а всей республике. Правда, это уже совсем другая история…
Текст и фото Ирины Дмитриевой