Найти тему
ИА Хакасия

Из Хакасии продолжают вывозить кедр. И никого это не волнует?

Фото:pbs.twimg.com
Фото:pbs.twimg.com

Таштыпский район - самый лесистый район Хакасии с запасами ценной породы деревьев - кедра - сегодня остается без доходов в казне. Почему местный бюджет недополучает арендную плату и другие налоги? Почему местные предприниматели при их возможностях не имеют леса для его глубокой переработки? Кому выгодны крупные арендаторы, отравляющие лес на экспорт? И куда, наконец, смотрит Минприроды РХ?

Эти и другие вопросы не перестают волновать местных депутатов, общественников и просто жителей района. Об этом по телефону рассказал 19rus.info депутат Таштыпского Совета Александр Исаков.

Сегодня начался процесс: там где есть нарушения у арендаторов леса, с ними разрываются договорные отношения, говорит Александр Вадимович.

В Хакасии возможно запретить рубку кедра по госзаказу

Делается это через суд. Однако около 470 тыс. куб вырубается леса в республике и почти половина - 216 тыс. - в Таштыпском районе, но ни копейки, ни рубля налогов в бюджет района от этого вида деятельности не поступает.

«Начали спрашивать пофамильно - никто ничего не платит в казну. Нас это дело возмущает. Потому что наши предприниматели-лесорубы, если не брать золотарей, то около 11 млн рублей в казну Таштыпского района отчисляют, в том числе «Таштыплес» вносит 1 млн 800 тыс. Все остальные практически налоги не платят.

Если мы в районе имели хотя бы по одной тысяче рублей с кубометра, то мы имели бы дополнительных собственных доходов около 200 млн. Не 10-11, а 200 реально. Если бы министр природных ресурсов и экологии понимал местную ситуацию: нет ни угля, ни нефти, а есть лес. А лес ни кругляком вывозился бы по 21 тыс. кубометров, а рубили 5-8 тыс. и глубоко перерабатывали.

Для этого все есть, есть линии для переработки: делать мебель, табуретки, двери, окна. Но у предпринимателей нет сырья.

Сегодня в нашем районе вырубается около 11 тыс. кубометров кедра, остальное сосна и прочее. Я думаю, если мы остановились бы на 1 тыс. куб. санитарных рубок леса и оставляли бы лес на месте, то предприниматели пополняли бы бюджет и не было бы социальной напряженности. Для этого нужна добрая воля министра», - уверен Исаков.

Депутат знает, что арендаторы не все рубят сами, они нанимают людей, предприятия без образования юридического лица — субподрядчиков. И сдают им арендованную деляну. А за это берут с них мзду - примерно по 2 тыс. рублей при стоимости круглого леса 3,5 тыс. С учетом расходов они не в состоянии платить налоги.

Надо сделать напрямую, чтобы у местных жителей-предпринимателей, их около 40, которые имеют пилорамы для глубокой переработки леса, были деляны и брать с них оплату. Чтобы был резерв, и они работали прозрачно и платили налоги. Тогда люди будут жить достойно.

Клондайк просто: неизвестная экспедиция по экспорту леса из Хакасии

Александр Исаков на месте ситуацию хорошо знает. Лесничествам выгодны крупные арендаторы, а не много мелких. Арендаторы выкупили железнодорожный тупик и вывозят из Хакасии, судя по декларациям, до 60% кедрача.

«Надо уже сегодня, если арендаторы нарушают, выгнать их, а нашим дать возможность самим рубить под присмотром лесхоза, скооперироваться, сделать сообща дорогу. Но лесхозу невыгодно. Арендаторы привозят сюда людей, черным налом платят им зарплату, минуя нашу казну. Они живут здесь. Лесничество на нашей территории, а рассуждают как им удобно. Мелких предпринимателей же нужно проверять, а это им невыгодно. Вот когда было лесничество и много лесников, был порядок. А сейчас никто ни за что не отвечает.

Министр пусть добрую волю проявит, приедет сюда да поможет», - говорит Александр Исаков.