На консультацию пришла привлекательная молодая девушка с вопросом о том, как развестись с мужем. Точнее, она никак не могла на это решиться. К тому же самочувствие у нее явно ухудшалось с каждым днем. У нее был небольшой очаг измененной ткани в мозге, который вызывал обмороки с небольшими эпилептическими припадками. Ей было страшно развестись, потому что: «кому я такая буду нужна», «а вдруг я упаду и помощи попросить будет не у кого», «а вдруг дома что случится, а я не справлюсь»; в моменты ее обмороков муж очень заботился о ней, и по хозяйству помогал, когда просила, но жить с ним было невозможно.
⠀
Вкратце ее история: они поженились около 6-ти лет назад, взяли квартиру в ипотеку, все ежемесячные платежи по этому кредиту выплачивала клиентка, потому что муж мало зарабатывал и все время жаловался на то, что не видит способа увеличения своего дохода. Его жалобы измотали клиентку, особенно потому, что вызывали в ней повешенную моральную ответственность. Она старалась ему помочь всяческими способами, от поиска ему вакансий на хедхантере, обеспечения комфортного пребывания дома после прихода с работы, до оплаты почти полной стоимости кредита, хотя обязательства были на двоих.
Ей хотелось развестись. Но было страшно. И не понятно, что будет с клиенткой, с жильем, обязательствами по кредиту, и самое главное, что будет с мужем - как и где он будет жить, ведь он же мало зарабатывает, ему же не удобно.
⠀
Особенностью сценария «жена алкоголика» является чувство вины и повышенной ответственности, что женщина должна повлиять, помочь, исправить взрослого мужчину и, самое главное, он без нее пропадет. Это смесь низкой самооценки и гордыни: с одной стороны, женщина по каким-то причинам считает себя «ущербной, недостойной чего-то лучшего», а с другой – рядом с жалующимся мужчиной она выглядит сильной и уверенной в себе, самостоятельной, независимой, она может решить все проблемы, она знает как надо жить.... выживать... "всё под контролем"... Это привычно, пусть и не очень хорошо… Но могло бы быть и хуже. А так хотя бы понятно.
⠀
О, какое же количество женщин потом расплачиваются временем, здоровьем, деньгами за такой лакомый кусок, как возвеличивание над другими, особенно мужчинами. Гордыню не случайно ставят в списке грехов на первое место.
Когда клиентка рассказала всю историю, я тяжело вздохнула, потому что по времени это длительная работа - убедиться, что никто не пропадет без нее; избавиться от чувства вины, навязанного с детства и поддерживаемого во взрослой жизни, - это сложнейшая работа.
Проговорили это с клиенткой и принялись за работу.
На одном из этапов работы над сценарием произошел «счастливый» случай. На очередную встречу клиентка пришла белая как мел. Было ощущение, что она со всего размаха врезалась в стену и упала навзничь. Оказалось, она совершенно случайно узнала, сколько лежит денег на личном счете у мужа, который все время жаловался, что так мало зарабатывает, что у него нет возможности собирать средства на первоначальный взнос на вторую квартиру, чтобы нормально разъехаться. На счете оказалось около 500 тыс. руб. А по подсчетам полгода назад было вообще около миллиона. Для клиентки это было таким ударом. Я, честно сказать, так обрадовалась, потому что от жалости и чувства вины у клиентки не осталось и следа…. Была только злость и гнев. На него. На себя.
Да, это был жестокий способ вернуться в реальность, но очень действенный. Потому что это ее настолько отрезвило, что юридические проблемы развода и раздел имущества прошли для нее наилучшим образом (с психологической точки зрения), хотя изначально она была уверена, что договориться с мужем будет совершенно не возможно. Она понесла, безусловно, какие-то убытки: оплата всех услуг и работы адвоката по ведению дела в суде. Сбор документов также оплачивала моя клиентка. Теперь уже бывший муж оплатить часть расходов отказался. Но это было незначительной частью материального ущерба по сравнению с тем, сколько бы она еще, желая его, потратила за время «счастливой» семейной жизни.
Во время развода прекратились обмороки… Хотя очаг с повышенной судорожной активностью в мозге никуда не делся.