Найти тему
Ареал Добра

Французкая АПЛ, которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси.

Слыша: «атомная подводная лодка вероятного противника» первыми приходят в голову американские субмарины. Это справедливо, потому что атомному флоту США сейчас и близко нет равных. Британские подлодки и оборудование для них традиционно проектировались в содружестве со звездно полосатыми хозяевами мира. А вот французский атомный флот стоит особняком. В этой короткой статье Уважаемому читателю предлагается некоторые факты становления галльской подводной мощи.

Для начала вспомним сколь велик французский вклад в фундаментальные исследования радиоактивности, которую открыл Беккерель в 1896 году. А следом упомянем и Склодовскую, и Жолио-Кюри с их соратниками. Так что Франция шла к мирному и военному атому своей дорогой, порой впереди всех. Чтобы координировать исследования, работы и ресурсы по теме в 1945 году создан Комиссариат по атомной энергии, прежде всего для разведки месторождений урана в стране и колониях. На сегодняшний день Франция по запасам этого сырья находится в лидирующей семерке стран в мире.

Первый исследовательский атомный реактор корпусного типа EL-1 на природном уране с тяжелой водой в качестве замедлителя французы построили в 1948 году. Сухопутная атомная энергетика успешно развивалась, но к реактору для субмарины они приступили только в 58 -ом. Проектировщики надеялись втиснуть в подлодку хорошо отработанную тяжеловодную конструкцию с топливом из природного урана. Почти одновременно в мае 1958 года заложили подводный ракетоносец Q-244 под создаваемую ППУ. Но уже к 59-му году стало ясно, что установка в лодочный корпус никак не помещается.

Узнав о мучениях французов, США настойчиво предлагали помочь в доработке ППУ и вообще в развитии подводного флота, разумеется, небескорыстно. Но независимый Де Голль решительно отверг эту помощь. Подлодку переделали в дизель-электрическую для испытаний баллистических ракет и перспективных механизмов, и она много лет исполняла возложенные обязанности под именем «Жимонте».

Комиссариат начал работу над ЯЭУ заново, рассчитывая использовать обогащенный уран. Поскольку своего в нужных количествах не было, французы скрепя сердце купили у американцев 440 кг по неслыханной цене почти в 100 долларов за грамм. Это был единственный акт сотрудничества двух стран этой сфере.

В 60-м году была принята кораблестроительная программа, где для начала было решено построить три ракетоносца, а потом добавили еще три, всего-шесть. Корабли назывались так, как у нас называли эсминцы:

- первая серия Le Redoutable - Грозный; Le Terrible – Страшный; Le Foudroyant – Ревущий;

- вторая серия L’Indomptable – Неустрашимый; Le Tonnant – Громовой.

Шестая лодка L’Inflexibl- Несгибаемый, была переходным проектом к новым ПЛ типа «Триумфан». Она вооружена новыми ракетами и имеет усовершенствованную более малошумную энергетическую установку.

В том же 60-м году в атомном центре в Кадараше около Марселя началось изготовление стенда-прототипа реактора. Он по конструкции был вполне традиционным ВВР, похожим на американские S5W для ПЛ «Лос-Анжелес» или первые наши. Реактор имел блочную конструкцию: два парогенератора и четыре насоса отдельно от корпуса, и был установлен в макет отсека лодки диаметром 9,5 м и длиной 5,6 м. Интересно, что этот отсек был помещен в бассейн с водой для большего приближения к реальности. В апреле 1962 года ректор достиг критичности, и видя, что дело идет на лад, руководство страны создало межотраслевую организацию с кодовым названием COELACANTHE (т.е. кистеперая рыба). Эта контора с большими полномочиями объединила усилия и ресурсы ВМС и промышленности для общего атомного дела.

Центр управления стендом в Калараше
Центр управления стендом в Калараше

Стендовый реактор работал в различных режимах, имитируя ситуации реальной эксплуатации и запредельные случаи. Например, с марта 1966 года он проработал на 100% мощности 72 суток подряд для проверки маневренности установки. После такой интенсивной работы реактор был заглушен, наступило максимальное ксеноновое отравление активной зоны, которое препятствует подъему мощности. После этого агрегат удалось успешно снова ввести в действие. В целом у французов получился надежный аппарат, который превзошел ожидаемые результаты по ресурсу и мощности.

Кстати, пока шли испытания, с завода в Пьерлатте поступил собственный обогащенный уран и были изготовлены новые топливные элементы. Они постепенно заменяли купленные американские. Были моменты, когда в одной активной зоне стояли ТВЭлы от разных производителей. Стенд же был не только испытательным центром, но и местом подготовки будущих моряков-управленцев.

Что же касается собственно субмарин, то первый «Редутабль» заложили в 1964 году, спустили в 67-ом на воду, не удовлетворились результатом, опять подняли, потом спустили во второй раз уже в 70-ом. В итоге ракетоносец вступил в строй в декабре 71-го года. Лодка имеет 128,7 метров в длину, несет 16 ракет М4 с французскими ядерными боеголовками. Есть еще четыре торпедных аппарата, из которых можно стрелять как ракетами, так и ракето- торпедами, в том числе с ядерной боевой частью. Все оружие национального производства.

Энергетическая установка имеет один реактор, при двух главных турбинах, которые общим редуктором крутят один пятилопастной винт. Мощность на валу можно довести до максимальных 20000 л. с. при этом подводная скорость составит 25 узлов. Среди интересных особенностей корабля надо отметить уникальную для ПЛ конструкцию носового подруливающего устройства. Из корпуса вниз выдвигается поворотная колонка с герметичным электродвигателем и винтом. Она может крутиться вокруг вертикальной оси, и направлять струю под любым углом, облегчая маневрирование длинного корабля в гавани.

Все шесть ПЛАРБ базировались в Иль-Лонге, вблизи города Брест. С января 72-го года лодки несли боевое патрулирование в основном в Норвежском или Баренцевом морях или в северной части Атлантики, так сказать, поближе к нам. Использование субмарин было построено по циклу примерно в 90 суток. Причем на один корабль имелись два экипажа «красный» и «синий». Один экипаж находится 60 суток в море. Другой отдыхает примерно двадцать дней, потом начинает переподготовку, чтобы вспомнить, что к чему. Еще 28 суток тратится на замену пришедшей с моря команды на береговую. Из 135 человек в экипаже только 18 матросов, остальные офицеры и старшины, причем все хорошо оплачиваемые добровольцы- контрактники.

Корабли служили интенсивно, в море в любой момент находились три субмарины, а три -готовились и ремонтировались. Построенные с 1971 по 1985-й, лодки ходили на патрулирование не менее трех раз за год. Они были постепенно заменены новыми ракетоносцами типа «Триумфан», и списаны, последняя в 2008 году. Головной «Редутабль» стал экспонатом музея в Шербуре, на верфях которого и строятся все французские ракетоносцы. О других АПЛ страны Эйфелевой башни рассказ будет продолжен в продолжении данной статьи.