... или почему я все делаю, а результата нет. О том как часто мы учимся для галочки, даже если сами этого не замечаем.
Изучение языка состоит из набора действий, а владение языком характеризуется определёнными навыками. Так, чтобы построить правильное предложение нам нужно знать слова, уметь склонять существительные и спрягать глаголы, знать правильный порядок слов и так далее.
Чтобы прочитать текст, нужно знать алфавит, правила чтения и уметь всё это произносить.
Ещё мы учимся переводить и понимать речь на слух. Все вместе эти навыки и дают нам владение языком (письмо ещё сюда же нужно добавить).
Разберём самый простой навык, чтение. Чтение отрабатывают, чтобы студенты привыкали правильно и красиво произносить слова, не путали буквосочетания, учились интонировать и знали корректное звучание слов.
Если человек читает неправильно, то он потом неправильно заучивает слова и неправильно их произносит, а потом удивляется почему его не понимают. Так vielleicht часто превращается в "виляйхьт", Zoo в "зу", Fahrrad в "фахрад". Несчастный немец слышит это всё в одном предложении и да, он не понимает ни слова.
Почему так происходит? Большинство студентов даже не считают важным обращать внимание на такие мелочи. Учиться читать никто не хочет. На это нужно потратить время: включить запись, послушать чтение диктора, подчеркнуть сложные моменты, расставить ударение, отметить паузы, подписать как читаются некоторые буквы, прочитать самому несколько раз, ещё раз послушать диктора и так раз пять. Даже во время занятия некоторые студенты так быстро пытаются прочитать текст, что не то что подумать о чтении или интонации не успевают, я не успеваю вклиниться чтобы исправить очередную ошибку. Мне это непонятно. Я работаю со взрослыми людьми и все учат язык для себя, чтобы уметь и знать, но продолжают вести себя как в школе и работают не на результат, а для галочки. "Если я буду быстро читать, то учительница не успеет меня исправить, а значит у меня нет ошибок". Я понимаю, возможно, у многих травма со школы, где заставляли читать на время. Но пора выходить из старых шаблонов, это так не работает. Быстро не равно хорошо или правильно.
Учимся читать правильно и осознанно, обращаем внимание на интонацию, ударение и правила чтения.
Другой пример с заучиванием слов. Сейчас много программ для запоминания слов и они прекрасно работают, я всегда советую ими пользоваться. Но это лишь вспомогательное средство, на первом этапе. Приложения помогают запомнить написание и основное значение, но не научат вас правильно употреблять слова.
Поэтому вы не можете считать, что выучили слово, пока не научились использовать его в речи : спрягать глаголы и склонять существительные. Вы по-прежнему не знаете глагола, если не можете узнать его в тексте в форме прошедшего времени.
Когда мы учим слово, в первую очередь мы учимся его использовать, применять, а не просто красивую карточку зазубриваем. Да, нужно будет потратить время чтобы составить предложение, и не одно и не один раз. Нам нужно не единожды встретить слово в тексте чтобы начать понимать контекст и особенности употребления.
Учим слова правильно: составляем предложения и придумываем ситуации чтобы понимать контекст.
Домашнее задание. Когда студенты выполняют домашнее задание, то часто возникают вопросы, это нормально. Не нашли нужное слово в словаре, в ответах другой порядок слов, не понимаете разницу значений. Бывает что у студентов нет вопросов. Никогда. Тогда вопросы появляются у меня и после мини опроса выясняется, что часть материала прошла мимо. В таком случае домашнее задание выполняется на скорую руку, для галочки, и даже слова, которые нужно вставить не переведены, а упражнение выполнено методом подбора.
Стараемся выполнять упражнения досконально: переводим слова, задание, разбираем ошибки самостоятельно или с учителем.
Да, так процесс обучения идёт медленнее, но эффективнее и в дальнейшем не придётся возвращаться к уже ранее изученному материалу.