Однажды я уже нападала на список школьной литературы для летнего чтения младшеклассников. Ну, это когда Вергилий туда затесался. Не самый детский автор, прямо скажем.
Но началось новое лето, а с ним – новые рекомендации по чтению. И новая родительская головная боль. Ею все чаты полнятся, вы знаете: как заставить ребёнка читать?!
Я вот не заставляю. Просто аккуратно шантажирую. Да, мой дорогой, ты сядешь за комп, если прочитаешь ...ть страниц. Не прочитаешь – не сядешь. Средство отлично работает, а если книга попадается интересная, страницам теряется счёт, а после ребёнок с круглыми глазами радостно пересказывает содержание. И комп вообще забыт.
Меня в детстве тоже не заставляли читать. Просто... у нас было немного другое детство. Ни тебе компьютерных игр, ни каналов с мультиками, на улицу нас выпускали редко и лимитировано, а ещё мы динозавров видели. А вот библиотека дома была обширная. Хочешь – не хочешь, будешь читать, больше-то заняться нечем. Потом я втянулась и до сих пор не могу остановиться.
Но сегодня мне посчастливилось наткнутся на очень спорное мнение психолога на тему детского чтения. Если в двух словах – оно так и выглядит: ребёнок не читает? Вот и молодец! Потому что художественная литература, друзья мои, суть набор фантазий подчас не самых психически здоровых людей. Пусть не читает – здоровее будет.
На этом месте мой постсоветский менталитет громко упал в обморок. Книга – лучший друг, идеальный подарок и вообще... на святое покушаться?!
Потом менталитет, ясное дело, был поднят, отряхнут и мы сели думать: а может, не всё так однозначно? Не я ли сама относительно недавно ужасалась «Муму» в школьной программе – как жестокому, недетскому произведению?
С другой стороны, если «обкладывать» ребёнка только радостными и солнечными книгами, не получит ли он жестокий удар, когда подрастёт и столкнётся с реальностью? Может, психологическую травму и нужно наносить с детства, по чуть-чуть? Но мы отвлеклись.
Дети не читают. Хорошо это или плохо? Я не знаю. Но считаю, что из этого не нужно делать трагедию. До осознанного чтения нужно дорасти. И не только годами.
Чтобы книга стала просто интеллектуальным досугом – приятным, но вовсе не обязательным дополнением к реальности, а не тяжким трудом и не способом уйти от действительности. В конце концов, какая разница, где ребёнок прячется от жизни – в выдуманном мире компьютерных игр или в не менее выдуманной реальности книги?
Короче, пока читаем школьную программу и не отвлекаемся. А вы заставляете детей читать?)