Полынь - трава горькая. СССР, 1982. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Михаил Ворфоломеев. Актеры: Ольга Прохорова, Александр Казаков, Владимир Трещалов, Елена Драпеко, Галина Дёмина, Пётр Глебов и др. 22,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Эту мелодраму о девушке, потерявшей во время войны память, зрители 1982-1983 годов смотрели с энтузиазмом.
Кинокритиков эта картина не слишком впечатлила. К примеру, Д. Абрамова в «Советском экране» писала: «Самой большой неудачей видится мне финал: есть нечто умилительно-слащавое в том объятии. Которое соединяет под конец героев. Фальшивые, неестественные ноты проскальзывают подряд в речах персонажей… И все же «Полынь - трава горькая» … своим главным пафосом, утверждением светлых, благородных человеческих чувств не может не тронуть сердец зрителей» (Абрамова, 1983: 8). Абрамова Д. Эхо войны // Советский экран. 1983. № 1. С. 7-8.
Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме порой полярны:
«Фильм очень хороший, помню смотрела в детстве в кинотеатре и почти весь фильм плакала. Такая человечность, такие испытания войной. Тогда ещё наших ветеранов-фронтовиков было больше, сейчас уже многие и многие ушли из жизни. Но надо помнить, - это святая обязанность любого здравомыслящего россиянина!» (Н. Воротынцева).
«Посмотрела вчера этот фильм... Мексиканские сериалы отдыхают... Хотя в молодости (в 1982 году) он на меня произвел очень сильное впечатление. Наивняк, конечно» (Нелла).
Емельян Пугачёв. СССР, 1979. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Эдуард Володарский. Актеры: Евгений Матвеев, Вия Артмане, Тамара Сёмина, Ольга Прохорова, Пётр Глебов, Григоре Григориу, Виктор Павлов, Фёдор Одиноков, Владимир Шакало, Борис Галкин, Вацлав Дворжецкий, Борис Плотников, Игорь Горбачёв, Анатолий Азо и др. 19,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Кинокритик Валерий Кичин писал об этой масштабной исторической драме так: «Лучшее, что есть в фильме, связано именно с образом Пугачева в исполнении Евгения Матвеева. Перед нами человек, много переживший, полной мерой испытавший все тяготы, выпавшие на долю народа, и дерзнувший бросить вызов судьбе, посягнуть на, казалось, от века существующие установления» (Кичин, 1979). Кичин В. «Емельян Пугачев» // Спутник кинозрителя. 1979. № 8.
Мнения зрителей XXI века о «Емельяне Пугачеве», как это часто бывает, разделились: «Одна из лучших исторических картин. Евгений Матвеев - гений народных образов, прекрасно сыграла роль императрицы Вия Артмане» (Илья). «Фильм по тем временам поставлен красочно, с большим постановочным размахом, впечатляющими батальными сценами. Но трактовка образа Пугачева все-таки слишком хрестоматийная, слишком советская и соцреалистическая» (Б. Нежданов).
На мой взгляд, несмотря на все усилия, Алексей Салтыков в 1970-х – 1980-х не смог подняться до уровня своих лучших работ – «Председателя» и «Бабьего царства»…
Александр Федоров, 2020