Статью начал писать еще в июне, когда у сына - студента началась сессия, а на меня нахлынули воспоминания.
Экзамены... Это не только проверка знаний, но и во многом - бесценный жизненный опыт. И хотя мне , как и любому бывшему студенту, пришлось многократно и многообразно сдавать различные, более или менее трудные и ответственные экзамены, некоторые в памяти оставили особый след...
1. "Везение или ... обман"
Выпускным для нас в школе был 10 класс. И, конечно же, тогда, в середине 80-х ни о каком "ЕГЭ" даже и слуху не было. Но к выпускным экзаменам готовились серьезно и основательно, тем более, что наш класс, оказался в чем-то уникальным для нашей сельской школы. Во-первых, он был самым малочисленным на тот момент. Точнее, до восьмого класса нас было "нормально" - человек пятнадцать, но в девятом осталось всего семеро - два парня и пять девушек. А во-вторых, благодаря малочисленности, практически все успевали отвечать на каждом уроке и в итоге, к выпуску в нашем классе не осталось ни одного троечника. И надо же было такому случиться, что буквально за месяц до окончания школы мой одноклассник поссорился с учителем литературы и именно этот экзамен, который был первым по списку, он решил "завалить": принципиально не ходил на консультации и не брал в руки учебника. Когда это заметили другие педагоги, то они дружно "насели" на него и он, буквально за день до экзамена "сменил гнев на милость" - взялся за билеты, но сумел выучить только один единственный билет, да еще под номером "ОДИН".
...Нарядные и сосредоточенные мы пришли на экзамен и вот уже в кабинет литературы заходит первая пятерка: три девочки берут билеты, называют их номера и садятся готовиться. Потом билет тянет Олег. Он сосредоточенно смотрит на него. Его спрашивают: "Олег! Какой билет достался?" Он вначале мямлит что-то невнятное, а потом уверенно говорит: "Первый!" За ним беру билет я и , видя, что вполне знаю ответы на все вопросы выражаю готовность отвечать без подготовки. Отвечаю, и с полной уверенностью в отличной оценке выхожу из класса. через несколько минут из класса выходит "цветущий" одноклассник, и на мой вопрос "Ну как?" -отвечает: "Ответил хорошо. Только билет вытянул не первый, а девятнадцатый!"
...Может быть, благодаря тому, что наш класс был слишком маленьким, а может и потому что родные учителя решили сделать вид, что не заметили этот "фокус" в аттестате о среднем образовании моего одноклассника за экзамен по литературе красовалась оценка "отлично".
2. "Смелость (или наглость?) надежнее знаний...
После школы я поехал поступать в педагогический институт на исторический факультет. Хотя, на самом деле всегда мечтал об авиации, но так получилось... Честно сказать, институт в маленьком провинциальном городке, как-то сразу меня разочаровал: и здание было "непрезентабельным", и студенты мало напоминали будущих учителей, а главное - оплатив абонемент за подготовительные курсы, я прослушал "полторы лекции" и понял, что преподаватель Отечественной истории данный предмет особо-то и не знает... А тут еще старшая сестра прислала вырезку из газеты, где было приглашение в авиационное летно-техническое училище, но я уже никак не успевал туда подать документы, поэтому на вступительные экзамены поехал не только без энтузиазма, но даже с каким-то раздражением и нежеланием поступать...
На первый экзамен, по Отечественной истории пошел только с одной единственной целью: увидеть там ту преподавательницу, что "читала" подготовку и всячески дать ей понять, что ничего в истории она не соображает. Однако, оказалось, что экзамен принимают совершенно другие люди: пожилая, властная, но болезненного вида кандидат наук и молоденькая, миловидная ассистентка.
...Уже не помню, какие вопросы достались в билете, но на один из них я знал ответ в совершенстве, зато другой касался Смутного времени, о котором у меня были еще более смутные представления. Поэтому, бодро ответив на первый вопрос, я, в рамках ответа на второй начал, совершенно бессовестно, сочинять то, что сейчас называют "альтернативной историей". Старший преподаватель сидела с непроницаемым лицом и временами морщилась - может быть просто от боли и своих недугов, а может - и от виражей моей фантазии, зато ассистентка и краснела, и бледнела и видимо, не могла определиться, что же делать - то ли плакать, то ли смеяться, то ли с негодованием выгнать этого наглого абитуриента на ходу придумавшего исторические персонажи и события...
...Неожиданно для себя я получил "четверку" и всё-таки поступил в ВУЗ, который через шесть лет благополучно закончил. Только потом, уже на четвертом курсе, судьба сделает такой пирует, что принимавшая вступительный экзамен старшая преподавательница станет моей тещей и потом, все совместно прожитые годы, мне будет мучительно стыдно за ту "лапшу" которую я вешал на её уши при поступлении.
3. "Клин клином вышибают", или "на всякого хитреца довольно простоты..."
После второго курса меня призвали в армию. Учебная программа до армии была рассчитана на четыре года, а та, на которую мы попали после года службы - уже простиралась на пять лет. Причем, несмотря на увеличение времени обучения, нам пришлось сдавать, точне - "до-сдавать" более десяти предметов. На ликвидацию "хвостов" выделялся целый всего лишь год. Т.е. после армии, студент советского ВУЗа имел полное право на место в общежитие и на стипендию, независимо от успеваемости. Шел 1989 год а это значит, что все студенты, проходившие воинскую службу внезапно вернулись в аудитории. Кто-то отслужил три года (ВМФ), кто-то - полный армейский срок т.е. два года, малое количество прослужили чуть более полутора лет, гораздо больше было тех, кто отслужил год, точнее 14 месяцев и даже были те, кто "мотал портянки" всего лишь около двух месяцев, но теперь все считались "армейцами", а ВУЗах Советского Союза случился перегруз. А еще - почти все вчерашние солдаты вернулись в аудитории "с хвостами". Поэтому нагрузка на преподавателей возросла и кто-то вполне добросовестно шел на встречу "армейцам", а кто-то - откровенно бегал от "хвостатитков". Одним из таких "Неуловимых мстителей" был преподаватель возрастной психологии, по которой у нас был "зачет". Не знаю, как он читал лекции, так как быть на них ни разу не довелось по объективным причинам, но тогда, когда я его наконец-то увидел в институте - время поджимало и я решил "идти напролом": сразу же заявил, что готов "сдаваться" хоть сейчас. А дальше был такой диалог:
Преподаватель (П): "А ты готовился? -и, поглядывая на часы - Может позже придешь?"
Студент, т.е. (я): "Конечно готовился!"
П: "И всё знаешь?"
я: "Конечно. Может неидеально, но Вы спрашивайте!"
П, взяв в руки учебник и открыв его оглавление, сует его мне: "тогда выбирай тему и отвечай!"
...и вот тут я понял, что не готов. Если бы он меня хотя бы о чем-то спросил - я бы смог хоть что-то изобразить, но взять и выбрать тему из курса, которого не знаю, да еще по оглавлению учебника, которого в руках не держал...
И тогда Препод, наверное все поняв по моему лицу, неожиданно сказал: "Вообще, мне некогда тут с тобою рассиживаться. Давай зачетку" - и поставив в ней автограф, протянул мне со словами: " А о том, что сдал зачет - напишешь сам!"
...Не помню, чтобы мне когда еще было бы также стыдно, как в тот раз...
4. "Жизни всегда есть место ...чуду!"
Пять курсов позади и, наконец-то наступили долгожданные "Госы" - выпускные государственные экзамены. Мы были первыми. кто не сдавал в качестве основного экзамена "Научный коммунизм", но почти до самого конца наши преподаватели не могли решить, какой же предмет из общественных наук нам предстоит сдавать в качестве государственного экзамена. Вариантов было несколько, и чуть ли не всего лишь за месяц до выпуска нам сообщили, что мы будем сдавать государственное право. Не спорю, что это предмет интересный и нужный и мы его изучали чуть ли не три года, но .... изучали своеобразно.
Дело в том, что курс государственного права у нас читал замечательный человек, великолепный рассказчик, в прошлом - работник прокуратуры, еще позже - главный редактор метной, национальной газеты. По возрасту - ему бы на пенсию пойти, но этот неутомимый труженик решил именно при нас испытать себя в роли ВУЗовского преподавателя. В конечном итоге ему этот опыт удался, но тогда, когда мы были первыми его студентами, а он - только учился преподавательскому мастерству, то его лекции для нас были чем-то, вроде театра одного актера. Начиная излагать материал по программе, он вскоре уходил в строну и с упоением начинал рассказывать многочисленные забавные истории из жизни его знакомых, на тот момент - известных и уважаемых в наших краях людей. В его устах те лица, что мы видели на первых полосах официальной прессы, вдруг оживали, улыбались и даже - смеялись! Мы тоже улыбались, смеялись, проникались неподдельным уважением к тем, кого обычно лишь критикуют, но наши познания в госправе не сдвигались в нужном направлении ни на йоту.
...Как мы сдавали экзамены и зачеты во время сессий - это я и не помню, но сложностей, благодаря доброте нашего преподавателя - не возникало. Но госэкзамен....
...За два месяца до получения диплом я стал готовиться к священству. А к экзаменам почти не готовился. И если по другим предметам "выехал" на том багаже, что накопил во время учебы - то при подготовке к экзамену по госправу, я даже однажды взял в руки учебник. Взял однажды. потому что нужный учебник был в дефиците и постоянно на руках. ...Вначале я сел за стол и приготовил ручку и будущий конспект... Затем сел на диван, уже с одним учебником и стал читать. ... Затем - прилег и стал уже не читать, а просто листать... Затем задремал, а потом зазвонил телефон и голос одногруппницы спросил, скоро ли я отдам ей учебник и ... я его отдал...
...На экзамены присутствовала комиссии, а наш, всегда радостный и дружелюбный преподаватель, был необычайно строг и собран.
Мне достался билет, на первый вопрос которого я, каким-то чудом, ответ знал. Зато второй был совершено незнаком, но его формулировка подтолкнула меня к мошенничеству: можно было сделать вид, что я не понял вопроса и попытаться ответить на тот вопрос, где я, вроде бы что-то знал... Но уловка не сработала и я, густо краснея, услышал, как наш добрейший преподаватель расхваливает мои знания и способности, и говорит, что я возможно переволновался и перепутал вопросы и спрашивает у комиссии разрешения дать мне дополнительное время. Комиссия конечно же соглашается, я сажусь за "парту проклятых", т.е. первый стол перед самой комиссией. У меня в руке ручка, на столе - девственно чистый лист бумаги, а в готове - пустота. Время идет и скоро аудитория опустеет, а мне - нечего сказать.
И тут я начинаю молиться. Точнее даже не молиться, а как-то дерзко "предъявлять" Богу: мол, "Господи! Если Тебе угодно чтобы я стал Твоим служителем... И если Тебе угодно, чтобы я сдал этот экзамен - то сделай что-нибудь!"
...Само собой - Небеса не разверзлись, и Трубный Голос не раздался. и тогда я , больше - даже от"нечего делать", стал вспоминать, как же я читал учебник. .. И тут каким-то внутренним взором увидел. Т.е. я вспомнил, как лежал на диване и листал, но теперь я видел страницы учебника, да еще так чётко, что мог их прочесть. "Листая" я нашел нужную страницу и "сдул" все, что там было написано, относящееся к теме моего вопроса. И получил не только совершенно мною незаслуженную оценку, но еще и ответ на один из самых фундаментальных вопросов бытия: оказывается Бог ближе к нам, чем мы только можем помыслить, а уж если воззвать к Нему из глубины сокрушенного сердца - то....