На кухне по душам
Случилась эта история давным-давно, еще был у нас Советский союз, но, так сказать на излете. Проявились в позднем социалистическом обществе всякие нестандартные веяния (Кашпировский, Чумак, медиумы, астрологи и прочая). Не обошлось без подобной чертовщины и на нашем далеком полуострове.
Ко всем общечеловеческим страшилкам у нас на Камчатке существует боязнь землетрясений. И, несмотря на то, что здесь в этом направлении работает целый институт, предсказать землетрясение никто не может… Извержение вулкана – может, а землетрясения – нет. Впрочем, во всем мире таких предсказателей нет и по сию пору, не то, что в те далекие времена.
И вот однажды в хмурый, морозный и ветреный декабрьский день по проводному городскому радио прошла официальная информация областного управления гражданской обороны, что по сообщению из Москвы в районе Петропавловска ожидается разрушительное землетрясение в ближайшие часы. Ничего подобного в своей жизни я не слышал ни до ни после этого случая.
Реакция жителей, конечно, оказалась предсказуемой: все вменяемые граждане тут же похватали все, что попалось под руку: детей, кошек, собак, птиц, бабушек, документы деньги, «тормозки» (у кого были), оделись в несколько одежек и вылезли массово во дворы и на пустыри – подальше от стен домов.
Через час-два народ замерз, стал роптать, стали жечь костры, кипятить чай и перекусывать чем придется. Информации – никакой, только слухи (палатки у гражданской обороны дырявые, аварийного запаса для людей нет, а из инструментов в достатке только ломы…)
В общем, город тогда представлял из себя большой цыганский табор с там и сям пылающими кострами и кучками перепуганных людей, пытающихся узнать друг у друга, что же случилось и когда можно будет возвращаться в квартиры…
Очень мудро поступил мой сосед по лестничной площадке, который, несмотря на протесты жены уже через час пребывания на морозе плюнул на все и пошел домой спать, так как был после вахты.
Ни городская, ни областная администрации испуганный замерзающий народ так ничем и не успокоили: люди стали возвращаться в дома где-то после 4 – 5 часов ожидания катаклизма, замерзшие и матерящиеся на чем свет. Спали в эту ночь все тревожно, но ничего страшного, слава богу, не случилось.
Все выяснилось далеко не сразу. По прошествии некоторого времени реальные причины этого вселенского переполоха все-таки просочились в народ, хотя мало кто из начальства хотел, чтобы народ узнал правду. Незадолго до этого события в управление ГО и ЧС приняли на работу некого кандидата наук (фамилии его не помню, условно назову его Александром Жуковским) , который похвастался чеэсникам, что имеет какую-то новую собственную методику предсказания землетрясений. Откуда он взялся достоверно не известно, но диплом у него был и еще вроде бы он преподавал по договору в высшей мореходке.
Вот этот неизвестный оракул как-то пришел к руководителю управления и заявил, что в ближайшее время с декабря по май в земном разломе от Аляски до Гавайских островов произойдет некое катастрофическое событие (этот прогноз захватывает разломы одной четверти Земного шара). Начальник управления (бывший ваоенный), конечно, ничего не понял, долго пытал оракула на предмет более точного определения времени и места, но ничего конкретного не добился– Жуковский стоял на своем. Ну, начальник ГО и ЧС решил отправить этот прогноз в Москву.
В Москве тоже, видимо, особо не заморачивались о правдивости прогноза, и если, уж, областное управление ГО и ЧС официально присылает в столицу такие депеши – значит нужно проводить предупредительные мероприятия, и из столицы тут же отправили предупреждение в областную администрацию, а уже оттуда его передали на радио.
Потом этого кандидата Жуковского, понятно, из ГО и ЧС выперли, однако он еще долго воду мутил в Петропавловске своими предсказаниями и даже организовал общество спасения из таких же как он сумасшедших (в основном, подружек его жены), которые предупреждались о грядущем катастрофическом землетрясении (членство в этом обществе было платным).
Я был на одной пресс-конференции, которую устроил этот оракул в своей двухкомнатной хрущевке, где он на старых-престарых военных приборах показывал нам какие-то записи каких-то колебаний чего-то и объяснял все это дрожанием земной коры. Колебания земной коры Жуковский измерял с помощью электрода, закопанного в подвале своей хрущебы.
Нельзя сказать, что настоящие ученые откровенно шарахались от Жуковского. Поначалу ему даже предложили установить его аппаратуру за городом на одной из баз института вулканологии, чтобы не мешали посторонние шумы наблюдениям. Но он отказался.
Потом этот предсказатель землетрясений куда-то пропал, а уже лет пять назад у нас объявился его сынок с точно такими же предложениями, как и его папа. То есть, предлагал свою предварительную информацию по землетрясениям за определенную плату ограниченному кругу лиц. Но мелькал он в СМИ совсем недолго.
Надо сказать, что ни сам Жуковский, ни его сын ни разу не предсказали ни одного даже самого слабого землетрясения (имеется в виду сообщения, предваряющие события, то есть за сколько-то там дней, часов, минут до толчков, прогнозы давались уже после события, типа: «А вот у нас тут было на ленте то-то и се-то, а вы не верите»).
Иван ТРОФИМОВ.
https://ridero.ru/books/v_sumerkakh/