В разговорах и в воспоминаниях о Великой Отечественной войне наравне с такими известными всем брендами как танк Т-34 и штурмовиком Ил-2 регулярно всплывают так называемые «наркомовские 100 грамм». Кто то называет алкогольное довольствие бойцов Красной Армии одним из атрибутов Великой Победы, другие полагают, что оно стало причиной губительного пристрастия даже не одного, а нескольких поколений советских мужчин. Одни считают, что водка только мешала воевать, другие — что она помогала легче переносить тяжести окопного быта на передовой. Третьи указывают на то, что в общих масштабах армии эта практика была совсем незначительной и в действительности не оказывала значительного влияния. В этой статье я постараюсь разобраться как обстояло дело в действительности, через историю возникновения откуда появились пресловутые «наркомовские 100 грамм» и какую роль они сыграли в войне.
История возникновения алкогольного довольствия
Надо полагать, что употребление спиртных напитков всегда имело быть в действующих армиях, и практиковалось среди солдат и офицеров с незапамятных времен. Но официальным употребление спиртного в русской армии стало лишь при Петре I.
Пётр I во время своих путешествий многое подсмотрел в европейских странах, так побывав на верфях и кораблях он увидел что, там алкоголь регулярно выдавался морякам на флоте. Этот опыт был распространён на российский флот, как известно, Петр Первый был очень высоким и крепким человеком. И, видимо, солдатскую хмельную норму он устанавливал исходя из своих потребностей. Морской устав Петра I предписывал матросу 4 чарки водки ( "хлебного вина") в неделю, а начиная с 1761 года дозу увеличили до одной чарки ежедневно. Что касается сухопутных войск, то они, как правило, получали алкоголь три раза в неделю в случае участия в боевых действиях и тяжёлых походах, в остальное время — только по праздникам. Впрочем, командир всегда имел право распорядиться выдать внеочередную порцию алкоголя на своё усмотрение. Например, после изнуряющего марш-броска в скверных климатических условиях.
Непростые отношения Петра I с алкоголем стали легендами. Но спиртное в армии было необходимо. Гигиена и медицина в те времена была, мягко говоря, не на лучшем уровне, и эпидемии могли выкашивать целые армии. Дело в том, что водка – дезинфицирующее средство и профилактика кишечных инфекций. К тому же алкоголь помогает преодолевать голод и холод. Пиво же служило профилактикой кожных заболеваний.
Кроме того, водка оказалась отличным поощрением. За отличную службу солдат мог получить дополнительную чарку. Петр I понимал, что пьянство в армии ни к чему хорошему не приведет. Солдаты, которые были замечены в упитом состоянии наказывались плетью. Кроме того, солдаты могли отказаться от своей чарки, получив денежную компенсацию в виде прибавки к месячному жалованию.
Время "сухого закона"
В последней четверти XIX века русские медики обеспокоились вопросом алкоголизации крестьянства и трудового населения в городах. В условиях изменения набора в действующую армию с рекрутского на всеобщую воинскую повинность они обнаружили, что молодые выходцы из крестьянских и рабочих семей, до воинской службы не употреблявшие спиртного, домой возвращаются уже устойчивой приобретённой вредной привычкой.
Рекомендация медиков была однозначной: выдачу водки в армии строго на строго прекратить. А вот русский генералитет с этим был категорически не согласен, полагая, что выдаваемая доза водки солдатам незначительна и не может привести к тяжёлым последствиям, как во время службы так и после окончания ее. Но в 1908 году, подведя итоги тяжелого поражения в русско-японской войне, одной из причин которого было названо злоупотребление алкоголем среди солдат и офицеров, военное ведомство России приняло решение о прекращении выдачи алкоголя в армии. Кроме того, была запрещена продажа крепких спиртных напитков в солдатских буфетах.
"Ворошиловские" 100 грамм
Водка вновь вернулась в рацион солдат только спустя 30 лет. В конце 1939 года СССР начал войну с Финляндией. Боевые действия проходили в северном регионе с крайне неблагоприятными климатическими условиями. Советские войска несли большие потери, причём от обморожений РККА теряла на порядок больше солдат, чем в результате боевых действий.
Народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов, ломая голову над тем, как решить проблему, вспомнил о традиции о старой русской «выпить для сугреву».
В январе 1940 года Ворошилов обрашается к Сталину просьбой выдавать бойцам и командирам РККА по 100 грамм водки и 50 грамм сала в день ввиду тяжёлых погодных условий. Вождь предложение утвердил, и выдача спиртного началась. Лётчики, как элита армии, вместо водки получали коньяк. Танкистам полагалась двойная порция "наркомовских". Ожидалось, что алкоголь позволит легче переносить тяжелейшие погодные условия зимней войны. Оценить влияние наркомовского подарка на боеспособность армии было трудно, поскольку война закончилась достаточно быстро. Боевые действия прекратились уже к марту 1940 года. С окончанием войны выдачу "ворошиловского пайка" прекратили. Именно тогда выдаваемое сало получило название «ворошиловский паёк», а водка — «наркомовские 100 грамм». Выдача алкоголя в РККА была прекращена вместе с окончанием боевых действий.
"Наркомовский" 100 грам
2 августа 1941 года Государственный Совет Обороны СССР принимает Постановление №562 о выдаче с 1 сентября 1941 красноармейцам и начальствующему составу передовой линии водки крепостью 40 градусов в количестве 100 граммов на человека. Почему сто граммов называли «наркомовскими»? Потому что порядок наделения спиртным определялся Приказом Народного комиссариата обороны от 25.08.1941 г. №0320.
25 августа 1941 года заместитель наркома обороны генерал-лейтенант Андрей Хрулёв подписывает приказ № 0320 «О выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии водки по 100 граммов в день». Наравне с бойцами, сражающимися на передовой, водку должны получать лётчики, выполняющие боевые задания, а также инженерно-технический состав аэродромов действующей армии. Этот документ так же возлагал ответственность за доставку водки и контроль над её расходованием на военные советы фронтов и армий. Учёт алкоголя вели интендантские службы, регулярно отчитывавшиеся перед Главным интендантским управлением армии.
Но результат был далек от идеала. Пьяные солдаты чаще остальных становились легкой мишенью для врага. К тому же водка на самом деле не согревает, а позволяет не чувствовать холод. Поддатые солдаты не принимали должных мер, чтобы согреться. В результате – увеличение числа обмороженных. Известны случаи, когда из-за этого бойцы отказывались от законных «наркомовских». Во многих частях «ворошиловскую» использовали только для промывки ран.
Спаивать армию никто не собирался. Советское руководство за ситуацией следило внимательно и несколько раз в течение войны возвращалось к этой теме.
С 6 июня 1942 года новым постановлением Верховного главнокомандующего массовая выдача водки в Красной армии была прекращена. Сталин сам внёс правки в проект постановления, подготовленный ещё 11 мая. Теперь водку получали только те военнослужащие, кто участвовал в наступательных операциях. Остальным водка полагалась только по праздникам. В число таковых входили революционные и общественные торжественные дни: годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (7 и 8 ноября), день Конституции (5 декабря), день Нового года (1 января), день Красной армии (23 февраля), дни Международного праздника трудящихся (1 и 2 мая), Всесоюзный день физкультурника (19 июля), Всесоюзный день авиации (16 августа), день полкового праздника (сформирования части).
12 ноября 1942 года условия выдачи спиртного снова изменили. Выдачу 100 грамм возобновили для всех, кто находился на передовой и вёл боевые действия. Тем, кто служил в тылу, — дивизионным и полковым резервам, стройбату, работавшему под огнём противника, а также раненым (по разрешению врачей) — полагалось 50 грамм водки в день. На Закавказском фронте было решено вместо 100 грамм водки выдавать по 200 грамм портвейна или по 300 грамм сухого вина.
Приказ НКО СССР N 0323 от 2 мая 1943 г. определил водочный рацион 100 граммов в сутки на человека военнослужащим только тех частей передовой линии, которые ведут наступательные операции. Всем остальным военнослужащим действующей армии выдача водки в размере 100 граммов производилась только в дни революционных и общественных праздников
Пить "наркомовскую" водку или нет, было личным делом каждого. Как правило, если подразделению выдавали алкоголь, то брали все, от своей порции никто не отказывался. Но дальше каждый поступал по-своему. Кто-то выпивал, но многие обменивали свою порцию на какие-нибудь нужные вещи у других солдат. Для тех, кто всё же отказывался от положенной "чарки", предусматривалась компенсация в размере десяти рублей. Это совсем небольшая сумма: в свободной продаже на рынке буханка чёрного хлеба стоила порядка 200 рублей. Кроме того, деньги военнослужащим не выдавались на руки, а зачислялись на так называемый денежный аттестат. Именно поэтому от своей порции почти никто не отказывался и предпочитал с выгодой обменять её на что-то необходимое.
Что касается влияния алкоголя на боеспособность армии, то на этот счёт существуют разные мнения. Многие ветераны вспоминали, что перед атакой они категорически отказывались пить, поскольку по опыту знали, что выпившие водку чаще гибнут. Зато когда "наркомовские" выдавали после тяжёлого боя, это помогало справиться со стрессом.
Выдача водки полностью была прекращена в мае 1945 года. С тех пор и советская, и российская армии стали безалкогольными. Исключение составляли только подводники, которые в походах получали вино.
если Вам понравилась статья ставьте пожалуйста лайк, и подписывайтесь на мой канал Мысли Вслух