Что такое БОС терапия?
Слово «БОС» переводится как биологическая обратная связь. Что это значит? Это означает, что когда Вы выполняете какое-то действие по просьбе врача, то приборы фиксируют изменений состояния организма. Записывается пульс и правильность дыхания.
Ребенок выполняет задание по картинке на компьютере, а обратную связь контролируют датчики. На основе этого дается оценка здоровья и правильности дыхания. Ребенок видит на экране правильность своих действий и постепенно перестраивается. Через несколько занятий он начинает дышать правильно.
Как связано дыхание и здоровье?
С возрастом и уменьшением здоровья уменьшается разность между пульсом на вдохе и пульсом на выдохе.
А теперь посмотрим, что происходит с дыханием у детей в зависимости от состояния здоровья
Получается, что по разнице между пульсом на вдохе можно определять возраст и состояние самочувствия. А правильное дыхание дает сбалансированную работу разных органов и улучшение самочувствия. Здоровью можно научить!
Технология «БОС» предназначена для диагностики и коррекции состояния здоровья человека путём выработки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД или «животом») с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС – разница ударов пульса на вдохе и на выдохе) методом биологической обратной связи (БОС) по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Данный тип дыхания получил название «Дыхание по Сметанкину». Навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной ДАС позволяет человеку синхронизировать работу важнейших систем организма, дыхательной и сердечнососудистой, опираясь на мультимедийные зрительные и слуховые сигналы понятные даже детям.
В состав одного комплекта оборудования входит прибор «Аппаратный тренажерный комплекс», датчики ЧСС с ремнём крепления, блок питания, кабель соединения с компьютером (рис. 1).
Рис. 1
На компьютер устанавливается программа «БОС». Класс-комплект «БОС» включает в себя несколько оборудованных посадочных мест для учеников (рис. 2) и программу «Рабочее место учителя» для проведения занятий с группой учеников и электронного анализа результатов в «Журнале здоровья».
Рис. 2
По итогам тренинга ученик получает оценку за здоровье по 5-бальной шкале отражающую гармонию работы дыхательной и сердечнососудистой систем. Оценка выставляется по Таблице Сметанкина (оценка состояния здоровья и биологического возраста по величине ДАС) (рис. 3). Данные о результатах занятий в виде итоговых сводных таблиц, графиков и гистограмм доступны для удалённого анализа посредством «Интернет-карты здоровья».
Рис.3
Курс освоения диафрагмально-релаксационного дыхания по методу БОС включает в себя 12-15 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю. После каждого занятия в «Окне результатов» отражается эффективность прохождения урока и основные показатели функционального состояния человека – дыхательная аритмия сердца и частота дыхания (рис. 4).
Рис. 4
Использование технологии «БОС» позволяет решать следующие оздоровительные задачи:
l Обучение детей гармоничной работе дыхательной системы и сердца.
l Снижение заболеваемости гриппом и ОРЗ в осенне-зимний период в 3 и более раз.
l Профилактика заболеваний дыхательной, сердечнососудистой и нервной систем.
l Оздоровление организма в целом и обучение навыкам восстановления, сохранения и укрепления собственного здоровья.
l Повышение интереса детей и молодёжи к здоровому образу жизни (в том числе профилактика табакокурения в школе).
Результативность применения технологии «БОС» для повышения эффективности образовательного процесса:
l Повышение способностей к обучению детей разного возраста. Рост академической успеваемости.
l Улучшение поведения и концентрации внимания.
l Повышение адаптационных возможностей и стрессоустойчивости детей.
l Коррекция поведения и обучаемости детей с СДВГ.
Повышение эффективности образовательного процесса достигается так же с помощью использования образовательного компонента «БОС-Здоровье». В детском саду и начальной школе дети одновременно с выработкой навыка ДРД усваивают учебный материал по дисциплинам: Окружающий мир (для ДОУ и 1-4 класс школы) (рис. 5)
Рис. 5. Более 5500 слайдов по темам Окружающего мира.
Подача изучаемого материала и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста различным предметам по инновационной методике осуществляется с учётом оптимального дыхания детей 4-8 лет – это 12 дых/мин.
Поддерживая такой ритм дыхания, ребёнок самостоятельно приводит организм в физиологическую норму, которая является самым благоприятным фоном для усвоения учебного материала.
Дыхание положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья и является незаменимым средством обучения детей с гиперактивностью, дефицитом внимания, часто и длительно болеющих детей. А так же является оптимальным для формирования навыков правильной речи.
effi-clinic.ru
206-73-01