ешение президента США Дональда Трампа разорвать отношения Америки с Всемирной организацией здравоохранения окажет разрушительное воздействие на глобальную систему здравоохранения и принесет пользу Коммунистической партии Китая. На протяжении всего кризиса с пандемией сovid-19 Коммунистическая партия КНР проводила агрессивную кампанию по распространению пропаганды и дезинформации, у которой было две цели: восстановить имидж Китая после провала в борьбе с коронавирусом и посеять среди европейских стран разногласия касательно готовности Америки выполнять обязательства. Более того, решение о разрыве отношений с ВОЗ стало сигналом того, что мир больше не может рассчитывать на Соединенные Штаты.
Во время пандемии коронавируса руководство ВОЗ принимало сомнительные решения, особенно когда дело касалось Коммунистической партии Китая, однако эта организация продолжает играть ключевую роль в сохранении здоровья населения планеты. Мы можем не соглашаться с конкретными решениями руководства этой организации и при этом поддерживать ее миссию. Международные коалиции играют важнейшую роль в противостоянии глобальным вызовам. Мы должны укреплять наши альянсы, а не разрушать их.
Деятельность ВОЗ помогла справиться с такими заболеваниями, как оспа, и она продолжает бороться с такими угрозами, как СПИД, малярия и туберкулез. Если Америка откажется от руководящей роли в ВОЗ, станет сложнее координировать усилия по борьбе с распространением различных болезней в мире. Мы должны усовершенствовать работу этой организации так, чтобы она могла эффективно функционировать и дальше.
Вирусы не обращают внимания на границы, и из-за вялой реакции Китая на вспышку covid-19 он распространился по всему миру. ВОЗ несколько раз поддержала Китай, когда правительство этой страны принимало неверные решения. Коммунистическая партия Китая скрывала информацию о вспышке этого заболевания более месяца, мешала ученым получить доступ к образцам вируса, арестовывала врачей, которые пытались замедлить распространение вируса и демонстрировала вопиющий расизм в отношении граждан африканских стран, находящихся в Китае.
Во время пандемии Коммунистическая партия Китая позволяла своему эгоцентричному взгляду на мир определять каждый ее шаг, пока весь мир пытался справиться с экономическим кризисом, вызванным пандемией. Китайское правительство сознательно ограничивало доступ к образцам вируса. Оно подделывало данные об общем количестве заболевших. И, чтобы сохранить свой имидж, оно распространяло по всему миру дезинформацию, которая вредила другим странам.
Наши союзники разделяют эту точку зрения. Я это знаю, потому что в попытке внести ясность в роль ВОЗ во всех этих процессах я отправил письма во все страны, с которыми у Соединенных Штатов есть дипломатические отношения, с просьбой попросить руководство ВОЗ дать ответы на ряд важных вопросов. Я надеялся, что ответы на эти ключевые вопросы помогут восстановить доверие к руководству ВОЗ, которое было утрачено на начальных этапах пандемии коронавируса.
Среди прочего меня интересовало следующее: почему руководство ВОЗ не хочет признать, что китайское правительство ответило отказом на ее требования — первые такие требования были направлены еще в феврале — предоставить доступ к образцам вируса, клиническим образцам и другим важным данным? Действительно ли китайское правительство заставило ВОЗ повременить с объявлением covid-19 пандемией? Почему руководство ВОЗ не признало публично, что китайское правительство скрывает информацию касательно исследований covid-19 и заставляет врачей и ученых молчать?
Я получил ответы изо всех уголков мира, от Венгрии до Восточного Тимора и Тайланда, и выяснилось, что многие страны разделяют наше беспокойство. Некоторые страны, такие как Австралия, сообщили, что их тревожат три ключевых момента: выбор времени для объявления чрезвычайной ситуации с области здравоохранения; критика, с которой ВОЗ выступила в адрес таких стран, как Соединенные Штаты и Австралия, которые достаточно рано ввели ограничения на передвижения; тот факт, что ВОЗ (и другим соответствующим агентствам ООН) необходимо занять более жесткую позицию в вопросе контроля работы рынков диких животных по всему миру. В целом представители ясно дали понять, что их страны с нами согласны и тоже испытывают тревогу. Пока еще ни одна страна не стала отрицать важность этих моментов.
Вполне возможно, ВОЗ уже несколько месяцев требует у Коммунистической партии Китая предоставить образцы вируса другим странам. Но мы не знаем этого точно, и пока все выглядит так, будто та организация, которую мы финансируем, поддерживаем и в которой мы нуждаемся, обманывает наши ожидания.
Речь не идет о том, что ВОЗ имеет отношение ко всем без исключения дурным деяниям Китая в период пандемии, но я убежден, что ей необходимо четко разъяснить те ее решения, которые согласуются с целями китайского руководства. Мы должны противостоять подъему Китая и привлекать его к ответственности, а не финансировать амбиции китайской правящей партии. И другие страны с этим согласны.
В этом году Соединенные Штаты, являющиеся членом ВОЗ, внесли в бюджет этой организации более 400 миллионов долларов, поэтому мы имеем право получить ответы. Наши союзники тоже хотят получить ответы, и, чтобы этого добиться, мы должны взять на себя роль лидера и сотрудничать со странами-единомышленницами, а не отворачиваться и уходить.
Эта пандемия нанесла огромный ущерб всему миру, но мир восстановится. Судя по результатам моей переписки с иностранными лидерами, мировое сообщество готово призвать ВОЗ к ответственности и усовершенствовать эту организацию так, чтобы она могла действовать более эффективно в условиях следующего масштабного кризиса. Президент Дональд Трамп должен принять это во внимание и изменить свою позицию в вопросе роли Америки в ВОЗ.