Джорж Оруэлл "1984"
Книга тяжёлая, особенно вторая часть. Осилила с трудом. Нет, написано произведение прекрасно: стиль автора, язык – всё мастерски. Но психологически очень тяжело читать.
Книга пропитана ощущением безысходности, депрессии и тщетности жизни. Конечно, в плане создания атмосферы "1984" - гениальное произведение. Во время чтения погружаешься в эту атмосферу безрадостности. Ощущение тупика - вот основное чувство, возникающее и у главного героя, и у читателя. Но ведь так и задумано автором?
Книга не из тех, которые можно прочитать, отложить и забыть. После прочтения я постоянно возвращаюсь мысленно к сюжету, к герою. Пытаюсь понять – что же хотел сказать автор, и что из этого я услышала.
Книга задумывалась как жестокая пародия на коммунистический СССР. Хотя я лично не увидела в "1984" Советского Союза. Да, взяты и гипертрофированы отдельные черты, которые были присущи советскому строю. Но так можно исказить абсолютно любое событие или явление и, усилив его многократно, сделать контрастно черными или белыми. От такой "обработки" исходное событие / явление становится уже чем-то совсем другим... Можно провести аналогию с лекторством, которое в маленькой дозировке вылечит, а в большой - убьёт.
Оруэлл говорил о том, что он намеренно максимально сгустил краски и довёл идею коммунизма до логического конца. Но, на мой взгляд, это сгущение красок придало всему произведению черты настолько несовместимые с реальностью, что читая я всё время испытывала ощущение какого-то противоречия. Мне кажется, что описываемый автором мир алогичен и нарушает законы природы.
Советую прочитать, если: вам нравятся антиутопии; вы считаете, что это произведение - must read, т.к. является классикой мировой литературы (меня к прочтению "1984" побудило именно это) ; вы цените хороший стиль и умение автора создать атмосферу и погрузить в неё читателя; вы хотите поразмышлять о свободе воли
Не советую читать, если: вы не переносите сцен жестокости; вы не готовы к психологически тяжёлой книге; у вас сейчас сложный период в жизни (т.к. книга отнюдь не жизнеутверждающая)