Самый простой способ признать какое-либо новшество полезным или бесполезным – оценить отдачу от его использования. Такой подход удобен, если идею легко монетизировать и доказать, что каждая вложенная тысяча принесет или сэкономит десять тысяч. Со стандартами ISO ситуация сложнее, потому что они не приносят прибыль в столь явном виде.
Кто и для какой цели разрабатывает стандарты ISO
Стандарты ISO разрабатывает международная организация по стандартизации International Organization for Standardization (ISO). Основная цель ее деятельности – упростить международный обмен товарами или услугами и повысить эффективность предприятий. Сейчас действует около 23 000 международных стандартов, которые регулируют разные аспекты ведения бизнеса.
Стандарты ISO пользуются наибольшей востребованностью, но кроме них есть, например, IEC (Международная электротехническая комиссия), CEN (Европейский комитет по стандартизации) или ILO (Международная организация труда).
На практике в РФ часто используются национальные стандарты, идентичные международным. Можно назвать некоторые наиболее популярные из них:
- в ГОСТ Р ИСО 50001-2012 заложены требования к системам энергетического менеджмента (идентичен международному стандарту ISO 50001:2011);
- в ГОСТ Р ИСО 45001 – к системам менеджмента охраны здоровья и безопасности труда (в процессе разработки, идентичен международному стандарту ISO 45001:2018);
- в ГОСТ Р ИСО 13485-2004 – к системе управления качеством при изготовлении медицинских изделий (идентичен международному стандарту ISO 13485);
- в ГОСТ Р ИСО 14001-2016 – к системам экологического менеджмента (идентичен международному стандарту ISO 14001:2015);
- в ГОСТ Р ИСО 22000-2019 – к системам менеджмента безопасности пищевых продуктов (идентичен международному стандарту ISO 22000:2018).
Однозначным лидером по востребованности считается стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества» (идентичен международному стандарту ISO 9001:2015).
Зачем компаниям стандарты ИСО
Стандарты ИСО изначально задумывались в качестве критериев, по которым может быть оценена способность предприятий обеспечить стабильный выпуск продукции, отвечающей требованиям потребителей. Мы можем назвать основные преимущества, которые дает компаниям их внедрение.
- Повышается качество товаров и услуг. Стандарты позволяют создать такие механизмы управления компаниями, при которых работники сами заинтересованы в поддержании стабильного качества продукции или его улучшении.
- Растет имидж предприятия. Сертификация на соответствие улучшает репутацию предприятий в глазах потребителей, формирует мнение о высокой надежности и стабильности таких предприятий.
- Повышается эффективность работы компаний за счет роста производительности труда персонала, а также более разумного и экономного использования ресурсов.
- Растет конкурентоспособность. Имея сертификаты ИСО, легче работать в отраслях, контролируемых государством, получать разрешения или лицензии.
- Повышается инвестиционная привлекательность компаний. При наличии сертификата ИСО сотрудничество с ними считается менее рискованным.
- Растет количество клиентов или покупателей. Компаниям легче понимать ожидания потребителей, потому что стандарты ИСО ориентированы именно на них.
- Повышается понимание и вовлеченность персонала в бизнес-процессы. В результате растет продуктивность труда работников и их заинтересованность в повышении эффективности компании.
Как стандарты влияют на процессы внутри компаний
Стандарты подразумевают процессный подход, когда деятельность любого предприятия – это ряд взаимосвязанных процессов. Их можно сгруппировать в четыре блока.
1. Операционный менеджмент. Сюда относятся:
- взаимоотношения с поставщиками;
- производство продукции или оказание услуг;
- доставка продукции;
- управление рисками.
2. Взаимоотношения с клиентами. Здесь можно выделить такие процессы:
- привлечение новых клиентов;
- их сохранение;
- поддержание взаимоотношений с ними.
3. Инновации. Сюда относятся:
- проектирование новых товаров;
- их продвижение на рынок.
4. Взаимоотношения с обществом. Здесь можно выделить такие процессы:
- трудоустройство;
- безопасность персонала;
- сохранение окружающей среды.
Это основные процессы, и каждый из них включает еще и подпроцессы. Например, взаимоотношения с поставщиками включают в себя их поиск, заказ сырья или материалов, их получение, проведение входного контроля, хранение сырья и материалов, их оплату.
Управляя процессами, можно совершенствовать деятельность компании, находить оптимальные решения для экономии ресурсов и уменьшить количество ошибок.
Практический эффект от внедрения стандартов
В свое время были проведены работы по оценке влияния стандартов ISO на деятельность предприятий. Согласно исследованию 2015 года , где была проанализирована деятельность 1 000 предприятий, у компаний, сертифицированных по ISO 9000, финансовые показатели на 5–10 % выше, чем у их конкурентов, не использующих стандарты.
Основные ошибки при внедрении стандартов ИСО
Стандарты ИСО действительно дают практический эффект, но тогда почему его получают не все компании? Причин две.
- Многие предприятия подходят к вопросу внедрения стандартов формально и преследуют единственную цель: получить сертификат для участия в тендерах, получения государственных заказов или решения других точечных задач. В итоге вместо процессных улучшений они получают только повышенную бумажно-бюрократическую нагрузку в виде инструкций, журналов и регламентов, которые не используются в практической деятельности.
- Стандарты ИСО подразумевают процессный подход к деятельности предприятия. Значит, процессы нужно выделить и организовать управление ими. И здесь начинаются трудности, потому что в стандартах не прописан механизм таких действий. В итоге предприятие ограничивается тем, что выполняет требования ISO только формально, и все внедрение процессного подхода заканчивается на описании процессов.
Полноценное внедрение стандартов ИСО дает ощутимый практический эффект, но эту процедуру нельзя назвать простой. Для достижения нужного результата лучший вариант – обратиться в компанию, специализирующуюся на подобных работах.