Специалист по странам Латинской Америки Жанис Аргайо рассказывает о том, как врачи с Острова Свободы работают в разных странах, помогая бороться с пандемией, и осуждает эмбарго против Гаваны.
Пьер Барбансе
Куба направила своих врачей в десятки стран мира для борьбы с пандемией. При этом бедные страны получают эту помощь безвозмездно.
В чём залог эффективности кубинской стратегии противостояния коронавирусу? Как наложенное США эмбарго бьёт по простым людям? Почему бедная Куба оказалась в авангарде человечества?
Пьер Барбансе: Как действуют власти Кубы?
Жанис Аргайо: Стратегия кубинских властей объединяет в себе эпидемиологический мониторинг, перенаправление медиков на те участки, где они особенно нужны (палаты интенсивной терапии, гериатрические отделения и т. п.), массовое обучение врачей различным приёмам диагностики и активное информирование населения. Самое большое значение придаётся профилактике в так называемых «группах риска». Эта задача возложена на семейных докторов, непосредственно работающих с пациентами, а также на Комитеты защиты революции (члены этих объединений следят за появлением симптомов у своих сограждан, это, кстати, вызывает недовольство у многих). На местах были приняты меры по изоляции, но они не носят массового характера, а скорее напоминают карантин.
П.Б.: Каким образом этой стране удаётся отправлять бригады медиков в разные регионы планеты, в том числе в Европу и на французские Антильские острова?
Ж.А.: Забота о здоровье, как и интернационализм, в крови у жителей Острова Свободы. Кубу нельзя назвать богатой страной, но здесь принято делиться тем, что есть. К тому же, несмотря на все экономические сложности, на Кубе немало квалифицированных врачей. Чтобы помочь в борьбе с Covid-19, Куба отправила своих медиков в Китай, а затем в Италию. Она оказала поддержку заморским департаментам Франции, а также таким странам, как Ангола, Того, Никарагуа, Венесуэла, Ямайка и т. д. Около сорока государств воспользовались помощью кубинских властей в борьбе с коронавирусом. Так на деле проявляется интернационализм.
Читайте больше: Венесуэла блестяще противостоит пандемии и военной угрозе, однако зависимость от поставок продовольствия извне остаётся её уязвимым местом. Окружённая недружественным режимами, переживающая морскую блокаду Венесуэла лишена возможности вести нормальную международную торговлю. США и их союзники стремятся максимально затруднить поставки необходимых продуктов. Душить голодом и готовить вооружённое вторжение – такова стратегия действий против Боливарианской республики.
https://humanite-russie.ru/2020/05/05/golod-eto-oruzhie-protiv-maduro/
П.Б.: Есть мнение, что сотрудничество в сфере здравоохранения нужно правительству Кубы для других целей. Так ли это?
Ж.А.: Говоря о Кубе, нередко упоминают о «медицинской дипломатии», и нельзя не признать, что врачи приносят доход в государственную казну. За счёт работы медиков-интернационалистов бюджет Кубы ежегодно пополняется на 11 миллиардов долларов, тогда как доход от туризма составляет менее 3 миллиардов. Впрочем, не все страны, которым Гавана направляет помощь, должны будут за неё платить, к тому же очевидно, что часть из них просто не в состоянии этого сделать. Некоторые понимают врачебный интернационализм как политическое и идеологическое вмешательство в дела стран, получающих помощь, не говоря уже о том, что такая система создаёт неудобства для медиков. Даже представители кубинской дипломатии называют врачей «армией в белых халатах». Каждый раз, когда речь заходит о Кубе, непросто ограничиться рамками беспристрастного анализа той или иной информации, так как неизбежно затрагивается тема «за и против» Революции. Порой можно услышать, что медики, направляемые за рубеж, получают лишь малую часть от зарплаты, которую им выплачивает принимающая сторона. Остальное действительно оседает в государственной казне, и за счёт этих средств финансируется кубинская система здравоохранения, бесплатного для пациентов (хотя без проявлений коррупции и здесь не обходится), а также ELAM («Латиноамериканская медицинская школа»), где обучаются студенты со всего мира, некоторые из них – бесплатно. Так работает «замкнутая» система: врачи, выезжающие за границу, пополняют бюджет, и государство может вкладывать средства в подготовку медиков...
П.Б.: Усилилось ли давление эмбарго на кубинцев в период пандемии?
Ж.А.: Да. Экономические убытки в стране достигли колоссальных размеров. По данным кубинского Министерства иностранных дел, за период с апреля 2017 по март 2018 года упущенная выгода бюджета составила 4,3 миллиарда долларов, а сумма потерь кубинской экономики с 1962 года приблизилась к 135 миллиардам долларов. Несмотря на то, что неприятности «особого периода» остались позади, приход к власти Дональда Трампа осложнил положение кубинцев. От них нередко можно услышать слово «resolver»: повседневная жизнь превратилась в борьбу с трудностями. В период пандемии гнёт эмбарго становится ещё более жестоким. Например, основатель китайского холдинга Alibaba распорядился направить в Гавану контейнер с масками, аппаратами ИВЛ и медикаментами, однако перевозчик отказался транспортировать этот груз, опасаясь санкций со стороны Вашингтона. Дело в том, что в США действует закон Хелмса-Бертона, фактически запрещающий иностранным компаниям вести торговлю с Кубой.
Читайте больше: Генассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, призывающую человечество сплотиться перед лицом пандемии и координировать действия всех стран в борьбе с коронавирусом. Однако выдвинутая Россией инициатива о снятии всех международных санкций была лицемерно заблокирована голосами США, Великобритании, Евросоюза, Украины и Грузии. Политика санкций наносит страшный урон многим народам, особенно теперь, когда она препятствует эффективным и слаженным мерам в борьбе с Covid-19, общим врагом всего человечества.
https://humanite-russie.ru/2020/04/06/oon-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-zhiznenno-neobhodimo/
П.Б.: Не пора ли отменить эмбарго?
Ж.А.: Конечно, пора. Прошло уже достаточно времени для того, чтобы констатировать: эта «мера» не действует. Её целью было задушить Революцию, свергнуть правящий режим и семью Кастро. Но Революция выстояла, несмотря на смерть Фиделя и избрание Мигеля Диаса Канеля на место Рауля Кастро. Согласно официальным заявлениям, эмбарго должно было «лишить режим Кастро необходимых ресурсов». Однако приходится признать, что стране удалось найти средства для поддержания Революции. Я часто слышу от своих знакомых, что им нелегко купить некоторые продукты первой необходимости, в стране есть проблемы с медицинской помощью из-за недостатка оборудования и лекарств, в том числе самых основных. Так что сложившаяся ситуация больно ударила не по политической системе, а по жителям страны с их повседневными заботами.